Бизнес должен вестись по всей Эстонии

Арвед Брейдакс
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Арвед Брейдакс
Арвед Брейдакс Фото: SCANPIX

Предпринимательство сосредоточилось вокруг крупных центров, а из других уголков  страны люди уезжают, По сравнению со всей Эс­тонией Таллинн имеет огромное преимущество в конкурен­ции. Журналист Арвед Брейдакс, тем не менее, видит возможности того, как государство могло бы помочь маленьким уездным центрам, посколь­ку сами самоуправления не справляются с этой задачей.

Каждое самоуправление Эстонии в своей программе развития посвящает главу — кто большую, а кто маленькую — теме благоприятствования предпринимательству и создания рабочих  мест, однако не добиваются в этом особого успеха. Предпринимательство сосредоточилось вокруг наиболее крупных центров, а из остальных уголков Эстонии люди просто уезжают.

Сейчас общая картина Эстонии в целом выглядит позитивно, поскольку за несколько последних лет, благодаря северным соседям, здесь появилось множество экспортирующих производственных предприятий и увеличился объем производства уже существующих фирм.

Умеренного оптимизма в отношении будущего добавляет и знание того, что еще многие финские фирмы подумывают о том, чтобы перевести свое производство и коммерческую деятельность в Эстонию, в которой производственные расходы ниже, чем у них.

В средствах массовой информации был обнародован прогноз Союза предпринимателей Финляндии, согласно которому в ближайшие годы из-за залива в южную сторону может перебраться аж 4000-5000 предприятий. Безусловно, это хорошая новость.

Для эстонской экономики и для государства в целом выгоднее, чтобы рабочие места создавались здесь и чтобы эстоноземельцы не уезжали работать в Финляндию. Но наряду с этим есть еще один аспект, которому, глядя из Таллинна, не придавали особого значения.

А именно: где конкретно в Эстонии (зарубежные) инвесторы будут создавать свои предприятия. Безусловно, Северная Эстония, в первую очередь Таллинн, имеют существенные преимущества с точки зрения создания новых рабочих мест.

Здесь есть транспортные каналы, необходимые для перемещения людей и товаров (порт, железная дорога, аэропорт), богатый выбор свободной рабочей силы, а также промышленные парки, позволяющие быстро организовать производство.

Кроме того, в столице есть развлечения и возможности проведения досуга. Трудно найти причину, по которой скандинавский, как впрочем, и эстонский инвестор должен удаляться от Таллинна — ведь в столице созданы все необходимые условия для открытия или расширения производства.

Остальные регионы Эстонии, как правило, не могут предложить инвесторам такого. Рабочая сила в некоторых уездных центрах может быть дешевле, однако ее выбор там меньше. Земля за пределами Таллинна и Харьюмаа стоит дешевле, но там нет необходимой для создания предприятия инфраструктуры (электричество, водоснабжение, подъездные дороги, связь).

В сентябре Фонд развития предпринимательства (EAS) обнародовал результаты исследования нынешнего положения в эстонском машиностроении, согласно которым в 2009 году 66 процентов от всей прибыли в секторе машиностроения дали харьюмааские фирмы.

Тогда как соответствующий показатель в Выруском, Пылваском, Валгаском, Йыгеваском, Рапласком, Ляэнеском и Хийумааском уездах составил менее одного процента. В остальных уездах он остался в пределах одной десятой.

В какой-то мере лучше выглядят Ида-Вирумаа со своей металлургией и Тартумаа — с изготовлением компьютеров, а также электронного и оптического оборудования. И все-таки общая картина в машиностроительной промышленности, дающей треть экспортного оборота Эстонии и более семи процентов трудовой занятости, значительно склоняется в сторону Харьюмаа.

Ни разу не была озвучена мысль, что государст­во ставит своей целью сосредоточить (экспор­тирующую) промышленность в Тал­линне, оставив уездам лишь туристические хутора и экологичное сельское хозяйство.

Тем не менее, это произошло, поскольку государство не занималось планированием промышленности, пустив ее развитие на самотек. Поэтому не стоит удивляться тому, что люди так стремятся в столицу — просто на туристических хуторах и фермах недостаточно рабочих мест.

Если мы хотим, чтобы маленькие уездные центры Эстонии сохранились или добились весомости и чтобы они смогли остановить продолжающуюся хаотичную урбанизацию Таллинна, то необходимо создать рабочие места в уездных центрах.

Проще всего объяснить бездеятельность, говоря, что государство и самоуправления не занимаются предпринимательством.

«Планирование промышленности» действительно звучит на советский манер, но и неверно было бы утверждать, что государство вообще не занимается предпринимательством. Эстонскому государству принадлежит несколько крупных фирм, начиная с Eesti Energia и Eesti Raudtee, и заканчивая недавно вновь обретенной кампанией Estonian Air.

Эти предприятия принадлежат государству по той причине, что в условиях свободного рынка они не обеспечивают государственные интересы Эстонии. Авиакомпания была вновь выкуплена для того, чтобы развивать исходящую из Таллинна сеть авиалиний, которая в условиях свободного рынка в основном прозябала.

В государственные интересы Эстонии должно входить сбалансированное развитие страны и повышение конкурентоспособности сельских регионов. Как показывает статистика внутренней миграции населения, периферийные самоуправления самостоятельно не справляются с этими задачами.

Главы программ развития, посвященные развитию предпринимательства, являют собой всего лишь бессодержательное чтиво, поскольку у маленьких городов и волостей нет ни ресурса, ни ноу-хау, ни связей для того, чтобы предста­вить себя ин­вес­торам в привлекательном свете.


Политикам удобнее всего разводить руками и говорить, что все диктует рынок — если инвестор не хочет ехать в Выру или в Рапла, то его невозможно заставить сделать это. Такая позиция несколько примитивна, поскольку на самом деле это возможно, и эстонское государство уже делало это.

Не так давно государству принадлежала фирма по производству рапсового масла AS Werol, находящаяся под боком Йыгева. Государство учредило ее, чтобы дать возможность эстонским полеводам  реализовывать рапсовые семена на родине, производить в Эстонии растительное масло и продавать остаточный продукт, жмых, в качестве корма для скота обратно фермерам.

Возможно, завод по производству масла был бы создан в Эстонии и без инициативы государства, но в этом случае он, с наибольшей долей вероятности, был бы построен около какого-нибудь порта, а не в Паункюла. Сейчас фирма принадлежит эстонскому капиталу, она расширилась и, хочется надеяться, зарабатывает прибыль.

Но, скорее всего, Werol является исключением. В задачи государства  не входит открытие предприятий в сельской местности, одна­ко оно должно создавать предпосылки для развития предпринимательства за пределами Таллинна. Через EAS частным фирмам выплачиваются солидные пособия по развитию, при помощи которых можно воздей­ствовать на решения инвесторов.

Сейчас этого не делают. Например, в 2010 году большая часть из 24 зарубежных инвестиций, сделанных через EAS, досталась Таллинну и его округе. Ситуацию можно было бы изменить, если бы производственное предприятие, например, начинающее или расширяющее свою деятельность в каком-нибудь уездном центре, могло получить пособие от EAS с меньшей долей самофинансирования.

Для инвесторов это стало бы непосредственным стимулом для учреждения своего предприятия вдали от Таллинна. Это изменило бы традиционное мнение капиталистов о том, что бизнес можно вести только поблизости от порта. Наряду с этим необходимо позаботиться и о том, чтобы наши уездные центры были готовы к принятию инвесторов. Я убежден, что сейчас такой готовности нет.

У самоуправлений нет земли, которую можно было бы предложить предпринимателям, не хватает и промышленных парков, позволяющих быстро наладить производство. Государство не спешит отдавать свои свободные земли само­управлениям, опасаясь, что города и волости развернут вок­руг них бизнес недвижимости.

Развитие промышленных зон является хобби для самоуправлений, большинство из которых решили не заниматься им. Системного подхода в этой сфере не существует. Нехватка рабочей силы в маленьких населенных пунктах сейчас тоже является проблемой, однако для серьезного предприятия все эти препятствия преодолимы.

Если до сих пор рабочая сила в Эстонии перемещалась в основном на север, то в изменившихся условиях она с таким же успехом может начать перемещаться и в обратном направлении, то есть, к себе домой.

Государство могло бы поддержать создание промышленных парков — самоуправления до сих пор справлялись с этим не слишком успешно.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх