Cообщи

Андрус Ансип: не хочу испытывать терпение нашего народа – я не вернусь! (11)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Rus.Postimees продолжает цикл интервью с кандидатами в евродепутаты. Сегодня гость студии – вице-президент Еврокомиссии, первый номер Партии реформ на выборах в Европарламент Андрус Ансип.

В начале беседы экс-премьер-министр Эстонии, а ныне высокопоставленный европолитик, извинился за свой русский язык: «Я не говорил на нем в течение последних пяти лет. Три года назад начал изучать французский и, думаю, что мне было бы даже легче дать это интервью на французском». Тем не менее, политик продолжил давать интервью на русском, сделав ряд заявлений. 

Фрагмент беседы:

– Вы вышли на евровыборы со слоганом Ansip on tagasi – звучит для кого-то угрожающе, для кого-то многообещающе. А зачем вам возвращаться?

Андрус Ансип: – Думаю, что лично меня никто не ждет обратно.

Мое время как премьер-министра Эстонии уже прошло. Мне бы не хотелось больше испытывать терпение нашего народа. Нет! Во внутреннюю политику Эстонии в качестве премьер-министра или министра я больше не вернусь.

Однако люди мечтают о разумном правительстве и разумных решениях. Возьмем хотя бы финансы. В минувшем году рост экономики превысил 9% от ВВП, при этом дефицит бюджета составил полпроцента. Давно известно, что в хорошие времена надо копить резервы на всякий случай, но теперь в Эстонии растрачены даже те резервы, которые были собраны нами в течение последнего экономического бума. Это неразумно!

Андрус Ансип: евро цену не повысил!
Андрус Ансип: евро цену не повысил! Фото: TAIRO LUTTER / PM/SCANPIX BALTICS

Не говоря уже о повышении акцизов на пиво сразу на 70%. В течение двух лет в казне не досчитались 357 млн евро. Логично, что люди недовольны, особенно в приграничных регионах Эстонии. Они ведь очень много потеряли из-за этих акцизов: в поселках было закрыто порядка 50 мелких магазинов. Отсюда и протестное голосование против социал-демократов, которые затеяли всю эту катавасию с акцизами. В итоге протестные голоса и отошли к EKRE.  

– Ваше имя у многих ассоциируется с пятеркой самых успешных стран, в которую мы не вошли, и провалившимся обещанием «евро цену не поднимет».

Андрус Ансип: – Евро цену не повысил. Цены поднялись сами по себе. Европейский центробанк считает нормой в еврозоне повышение цен на 2% в год. При вступлении Эстонии в еврозону рост цен вообще составил 0,2%. Это вообще не сравнимо с той инфляцией, которую мы наблюдаем в Эстонии сегодня. 

– Насколько EKREизация Эстонии отразится на имидже страны в Евросоюзе?

Андрус Ансип: – Конечно, это негативно скажется на нашем имидже. Мировые СМИ отметили в частности, что Эстония может стать примером того, как хороший имидж государства в одно мгновение будет отправлен в мусорную корзину.

При формировании правительства было заявлено, что нельзя игнорировать выбор 100 000 избирателей EKRE – голос недовольных должен быть услышан правительством. Полагаю, что с появлением этой коалиции недовольных стало намного больше, чем 100 тысяч.

Даже среди избирателей EKRE появились недовольные, потому что в правительстве все равно остались те политические силы, против которых они голосовали на выборах.

– Что же стало благодатной почвой для взошедшей звезды EKRE? Не та ли жесткая национальная политика внутри Эстонии (включая перенос Бронзового солдата), которую проводила в том числе и Партия реформ еще во времена вашего премьерства?

Андрус Ансип: – Я не думаю, что Партия реформ проводила жесткую национальную политику. Для нас все равны – и эстонцы, и русскоязычные жители. Социальные проблемы для всех остаются проблемами в равной степени, независимо от языка или национальности.

Не считаю перенос Бронзового солдата – образцом жесткой национальной политики. Ни правительство, ни Партия реформ не подогревали тогда напряжение вокруг переноса монумента. Мы все знаем, что потом случилось на Украине и в Крыму – почерк очень похож.

И если тогда еще кто-то думал, что эстонское правительство подогревало напряжение, и это даже можно было понять, то сегодня никто уже так не думает.

– Опасно ли для Европы укрепление праворадикальных партий? С чем связан их успех?

Андрус Ансип: – Последний экономический кризис был очень жестким. Скажем честно, люди настрадались. И мы прекрасно помним, что происходило и в Эстонии. В некоторых странах молодежная безработица достигла 50% и держалась на этом уровне около 10 лет. Например, так было в Испании. Логично, что молодые люди думают, что будут жить лучше, чем их родители. Но в последние 10 лет получилось наоборот. И это, конечно, никому не нравится. Отсюда и протестные настроения.

В Америке стали пропагандировать: «America First!». И в Европе было то же самое: «Ле Пен и Франция!», «Сальвини и Италия!», «Супер-Германия!». Но я уверен, что столь эгоистичное поведение – это путь в никуда.    

Конкуренция с Китаем или Америкой сложна. Например, чтобы построить большой суперкомпьютер нового поколения недостаточно найти 5 млрд евро. Большие государства, конечно, найдут необходимую сумму, но откуда взять рабочую силу, которая будет способна за короткий промежуток времени выдать результат? Это не под силу даже тяжеловесам ЕС, если они будут друг с другом соревноваться.  

Мы должны объединить наши силы в Европе! Эгоистичное поведение станет провалом для всех – и больших, и маленьких стран ЕС. Солидарность нам еще пригодится.

– Вы «за» усиление ЕС и централизацию власти?

Андрус Ансип: – Не думаю, что централизация возможна. Сегодняшняя модель Евросоюза – достаточно хороша. Когда бесконечно звучали лозунги America First британцы и задумались о выходе из ЕС, полагая, что так будет легче, и они быстрее станут первыми. И что же?

После Брекзита пролетело уже 2 года, а они до сих в составе ЕС. Британцы поняли, что в жизни – не так, как в сказке. Радужные иллюзии, связанные с выходом из ЕС и надеждой сэкономить свои деньги, быстро развеялись.

В итоге поддержка членству в ЕС увеличилась во всех 28 странах содружества, включая Великобританию.

Европейцы осознали, что Евросоюз может быть полезен и для простого человека тоже. Я работаю в Брюсселе уже почти пять лет и занимаюсь единым рынком цифровых услуг. Возьмем в качестве примера роуминг – плату за использование услуг мобильной связи при путешествии в зарубежные страны. Этого больше нет!

Когда-то никто ведь даже не верил в то, что огромные налоги на роуминг удастся сократить или отменить, а мы смогли этого добиться! 

Кроме того, с апреля минувшего года при поездках за границу можно спокойно смотреть в интернете со своих лэптопов и мобильных телефонов фильмы, футбол или слушать музыку. Все думают, что это само собой разумеется, но мы совсем недавно этого добились.

– Каким вы видите будущее ЕС?

Андрус Ансип: – Думаю, что все страны ЕС очень много выиграли от создания единого рынка цифровых услуг. Из Эстонии 70-80% экспорта идет в европейские государства и на этом пути нет никаких препятствий. Пользу извлекают не только предприниматели, положительный эффект сказывается и на всех простых жителях – это зарплаты, рабочие места и т.д.

Если меня выберут в Европарламент, я буду бороться за единство Евросоюза и буду выступать против тех, кто ставит во главу угла только свое государство. Единый Европейский союз – в интересах и больших, и маленьких государств.

– Вы уверены в дееспособности ЕС? По прогнозам, в ЕП пройдет много евроскептиков…  

Андрус Ансип: – Скептиков изберется много, но не думаю, что больше, чем раньше. Многим уже понятно, что евроскептицизм – не на пользу простому человеку. Доверие к европейским институтам власти укрепилось во всех странах ЕС. Уверен, что будущее ЕС будет блестящим!

– В скором времени вам придется оставить должность вице-президента  Еврокомиссии. Вы покинете ее с легкой душой?

Андрус Ансип: – Все сотрудники Еврокомиссии отдают себе отчет в том, что работают в ней только пять лет. И лишь получившие новый мандат могут рассчитывать на новый портфель и новые обязанности, при этом нельзя будет продолжить заниматься теми же темами, на которых ты специализировался ранее. Я могу быть абсолютно доволен результатами своей деятельности в сфере создания единого рынка цифровых услуг.

Кстати, нужно еще вспомнить онлайн-торговлю. Раньше В Европе она шла кое-как, только 36% заинтересованных в покупке товара из другой страны в конечном итоге заключали сделку, успешно преодолев все барьеры на этом пути. Двум третям не удавалось приобрести товар, как как возникали проблемы либо с IP-адресом, либо с кредитной картой, выдаваемой в той или иной стране, несмотря на то, что у нас в ЕС – единая платежная система. Теперь все эти проблемы уже остались в прошлом.

Отмечу, что за пять лет моей работы в Брюсселе мы внесли 30 законопроектов, 28 из которых были приняты.

Подробности - в видео!

Студия: Ансип возвращается? Вице-президент Еврокомиссии ответил на вопросы Rus.Postimees в прямом эфире / Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia
Студия: Ансип возвращается? Вице-президент Еврокомиссии ответил на вопросы Rus.Postimees в прямом эфире / Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia Фото: TAIRO LUTTER / PM/SCANPIX BALTICS

  • Опасно ли для Европы укрепление праворадикальных партий? С чем связан их успех?
  • Кем создавалась благодатная почва для взошедшей "звезды" EKRE? Возможно, это результат той жесткой национальной политикой внутри Эстонии, которую в свое время проводила и Партия реформ? 
  • Каким себе представляет будущее ЕС Андрус Ансип? 
  • В скором времени видному реформисту придется покинуть должность вице-президента Еврокомиссии. Что оставит после себя Ансип?
  • Каковы его цели в новом созыве Европарламента?

Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia 

Наверх