Шпионские игры и тайники с фентанилом в лесу Виймси

rus.postimees.ee
Copy
Фото: Artur Kuus/Scanpix

"Буйвидас, Хенрикас Буйвидас", - представился секретный агент из Литвы мужчине по имени Дима возле одного из таллиннских строительных магазинов. Встречу с таинственным Димой организовала для литовского агента полиция Эстонии, от которой Буйвидас получил задание позвонить по указанному номеру и установить контакт. Кто такой этот Дима и как он связан с эстонской полицией, спрашивать нельзя - ответа не будет, поскольку обстоятельства проникновения литовского агента в сеть преступного наркобизнеса покрыты государственной тайной, пишет Postimees.

Как бы то ни было, но звонка Буйвидаса ждали, и стороны договорились о встрече в Таллинне с глазу на глаз. Условно называемый Хенрикасом Буйвидасом агент, который уже несколько раз вызывался из Литвы в Харьюский уездный суд для дачи показаний, в части описания встречи неожиданно немногословен: "Я действительно не знаю, откуда он знал, что я ему позвоню. На встрече мы говорили об общих вещах - как у меня дела и нравится ли мне Таллинн. Затем он сказал мне, что есть два брата - Пауль и Дмитрий, которые торгуют фентанилом". После этого агент попросил организовать ему встречу с братьями. Так и случилось, поскольку называвший себя просто Димой мужчина перезвонил Буйвидасу и сообщил, что встреча с братьями назначена и пройдет на Рандвере-теэ, где располагается комплекс Viimsi Spa.

К фантастическому улову фентанила привела беседа на банном полке

В спа состоялась встреча уже с другим Димой - позже признанным виновным Дмитрием Кярбергом, старшим из братьев-наркодельцов. "В фойе спа Дима спросил, какой у меня размер плавок и сказал, что мы пойдем в сауну", - рассказал литовский агент. Убедившись, что баня пуста, собеседники зашли в парилку.

В сауне Дмитрий договорился с Буйвидасом об условиях первой сделки, не подозревая, что парится вместе с тайным агентом полиции. Первая сделка была заключена на продажу ста граммов по цене 7500 евро, которые Дмитрий Кярберг пожелал получить в биткойнах, поскольку это якобы безопаснее. При этом агенту пришлось осторожно убеждать Дмитрия. "Дима сказал, что это очень маленькое количество, а его интересуют большие объемы, так как в данной ситуации деньги невелики, а риск большой", - говорит свидетель. 

Агент рассказал, что выразил Дмитрию определенное недоверие, сказав, что боится оказаться обманутым, на что Кярберг успокоил Буйвидаса, заверив, что они так не работают и вcе предыдущие покупатели до сих пор находили все тайники. В конце успешной деловой беседы все минут десять купались в бассейне, а в раздевалке обменялись номерами разговорных карт для дальнейшего сотрудничества.

Зашифрованные сообщения от Ильи

После вечера в сауне стороны в дальнейшем общались через приложение в телефоне, на которое пришла инструкция купить устройство GPS, чтобы с его помощью находить наркотайники в лесу Виймси. Также сюда поступали номера счетов и инструкции по переводу криптовалюты. Все средства и деньги для сделки Буйвидас получал от эстонской полиции, с которой контактировал в ходе всей операции.

"Когда я наконец активировал SIM-карту, то увидел, что на этот номер поступил неотвеченный звонок и сообщение, в котором меня просили скачать мобильное приложение Viber. Также я должен был скачать приложения Telegram, WickrMe и WhatsApp", - объяснил агент, как выглядело его общение с обвиняемыми. Хотя содержание операции отнюдь не назовешь смешным, созданный для установки приложений адрес электронной почты hahahaha35141@gmail.com сегодня выглядит как спланированный щелчок по носу от главных действующих лиц до сих пор крайне хорошо организованной наркогруппировки.

У всех вышеперечисленных телефонных приложений есть как минимум одна общая черта: возможность шифровать отправляемые сообщения. Особенно в этом списке выделяется Telegram, придающий безопасности отсылки сообщений большое внимание. Содержание зашифрованных сообщений, отправленных под именами "Илья" и "Таллинн-Рига" могло бы ускользнуть от правоохранительных органов, если бы их получателем был не литовский агент Хенрикас Буйвидас, который фотографировал всю переписку и при первой возможности передавал эстонской полиции. 

Хотя агент использовал автомобиль для поездок из Литвы в Эстонию, искать закопанные в лесу Виймси тайники он отправился не на личном транспорте, а взял в центре Таллинна такси. "Машина была в другом месте", - объяснил он. Всего в процессе виртуального общения было совершено три успешные сделки, и с каждым разом объемы наркотического вещества увеличивались, достигнув к последней сделке килограмма.

Не обошлось и без сложностей:  при второй сделке место закладки тайника немного изменилось и агент, неправильно поняв инструкции, искал не в том месте. Из леса он позвонил своему контакту в эстонской полиции и получил приказ уезжать и требовать новых инструкций. В итоге выяснилось, что агент перепутал ширину и высоту дерева, из-за чего с первой попытки наркотики найти не смог. Снова в лес Буйвидас отправился в тот же вечер, взяв с собой лопату и новые инструкции, после чего успешно выкопал два упакованных в фольгу цилиндра с фентанилом.

Поскольку Кярбергов интересовала прибыль и более крупные партии наркотиков, братья начали терять терпение. По словам агента, после второй сделки стали приходить многочисленные сообщения, в которых отправитель давал понять, что всё происходившее до сих пор было проверкой и пора начинать настоящую работу. "У меня спросили, каковы мои намерения, серьезны ли они. Я ответил, что серьезны, и тогда мне велели приступать к работе, поскольку если объемы не увеличатся, канал закроется, так как риск очень велик", - говорит Буйвидас. Ему было велено покупать наркотики или чаще, но в меньших количествах, или редко, но по-крупному. 

Вскоре после последнего контакта полиция надела наручники на Дмитрия и Пауля Кярбергов, которых обвиняют в крупнейшем за всю историю Эстонии обороте фентанила. 

Бумажные кораблики в зале суда

Cтарший брат Дмитрий с самого начала судебных заседаний вел себя более чем странно. Если в ходе досудебного расследования он сотрудничал со следствием, то во время судебного дознания словно вообще не понимал, где находится и что делает. До сих пор из его уст не прозвучало ни единого слова. На одно из судебных заседаний Дмитрия привели насильно. В течение всего процесса он словно не в себе, сидит по большей части сжимая голову между руками, строя своеобразные гримасы и потирая лоб.

Хотя защита не раз просила суд вызвать скорую помощь, медики, проверив состояние здоровья обвиняемого, не нашли ничего, что могло бы препятствовать проведению судебного заседания. На последнем слушании во второй вторник мая было ясно видно, что Дмитрий ведет себя странно: складывает бумажный кораблик, надевает его на микрофон и в то же время ничего не понимает из вопросов судьи. Время от времени он пытается встать, видит себя на телеэкране и поводит рукой, чтобы убедиться, что это его изображение. По оценке прокуратуры, речь идет всего лишь о симуляции.

Комментарии
Copy
Наверх