Cообщи

Это шпионы или политические беженцы? (7)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Андрей Ковалев и Денис Макарцев пересекли границу недалеко от нового участка, выстроенного весной прошлого года.
Андрей Ковалев и Денис Макарцев пересекли границу недалеко от нового участка, выстроенного весной прошлого года. Фото: Арвед Брейдакс

Военная одежда без знаков отличия, тактические ножи для самообороны, рыбацкие шилья, перечный газ. Услышав рев мотора, приближающийся со стороны приграничной деревни Сиргова, двое мужчин, проникших из России в Эстонию, пытаются спрятаться в кустах. Когда эстонские пограничники их находят, нарушители границы больше напоминают пресловутых крымских «зеленых человечков», чем притесненных беженцев, которыми они сразу представляются, пишет Lõuna-Eesti Postimees.

23 августа прошлого года в 15.37 мониторинговая система эстонской пограничной службы фиксирует в волости Сетомаа нарушение границы по направлению из России в Эстонию. В этом нет ничего удивительного, поскольку у восточных соседей всего месяц назад закончился Чемпионат мира по футболу, сопровождавшийся десятками искателей удачи, пытавшихся пройти зеленую границу Эстонии и пробраться в Европу.

Но на сей раз нарушителями являются не нелегалы из Азии или Африки. Двое россиян пересекли контрольную линию в том месте, где весной прошлого года было завершено строительство нового двухполосного участка границы, и спрятались в кустах у пограничного столба номер 158. Дальше ситуация развивалась очень быстро.

Рев мотора нарастает и к тому моменту, когда патрулировавшие на ATV тот же отрезок границы пограничники нашли спрятавшихся в кустах беженцев, они успевают пробыть на территории Эстонии всего семь минут. В знак повиновения нарушители поднимают руки вверх и просят международной защиты. Часы показывают 15.44.

Страх активистов перед российской тюрьмой

История прибывших таким образом в Эстонию Андрея и Дениса сложнее, чем может показаться на первый взгляд, поскольку Департамент полиции и погранохраны и хочет и не может поверить, что молодые люди действительно бежали из России, опасаясь репрессий со стороны путинского режима. Напротив: их оснащение, происхождение и местами противоречивые показания, а также описание пути вызывают подозрения, что проникшие в Эстонию люди имеют совершенно иную миссию.

На допросе Денис показал, что сбежал из России от якобы угрожавшего ему заключения в тюрьму. Живущий в Ростове-на-Дону мужчина называет себя активистом, который вместе с соратниками организовал в родном городе акцию протеста в защиту людей, чье имущество пострадало от вспыхнувшего в августе 2017 года крупного пожара (в пожаре пострадали 120 зданий, большая часть из которых – жилые дома).

По этой причине власти обыскали его дом, а его самого несколько раз вызывали на допросы, но всегда после этого освобождали. Поскольку будущее казалось мрачным, Денис долго искал возможность уехать из России, а Эстонию выбрал первым пунктом назначения потому, что там якобы проще получить убежище.

Обстоятельства указывают на военный фон

Вместе с Андреем они, по их словам, долго и основательно готовились к пересечению зеленой границы. Прибыв к границе, они переоделись в военную форму без опознавательных знаков, вооружились четырьмя ножами,  шильями, перечным газом и котелком.

И хотя как одежда, так и снаряжение предположительно были куплены в российской розничной торговле, это дало полиции основание считать, что нарушители могут быть связаны с армией: и не только по той причине, что оба прошли воинскую службу, а и потому, что родная для обоих Ростовская область граничит с контролируемыми Россией украинскими Луганской и Донецкой так называемыми народными республиками. На теле Андрея имеется символичная татуировка, которая в Эстонии связывается с нацизмом и правым радикализмом, хотя сам он называет ее старославянским символом.

Такие инфотаблички предупреждают о входе в приграничную зону.
Такие инфотаблички предупреждают о входе в приграничную зону. Фото: Арвед Брейдакс

Российские пограничники позволили пройти

Подозрительным показался и тот факт, что их, по словам Ковалева, сначала задержали российские пограничники, но отпустили после проверки документов. Денис, напротив, утверждал, что никаких встреч с официальными властями России не было. Кто врет?

С точки зрения полиции, в том случае, если бы документы объявленных в розыск проверили российские пограничники, беглецов не отпустили бы. С другой стороны, могла иметь место и халатность, поскольку, как Андрей написал в объяснительной записке, их по базам данных не проверяли.

Вопросов еще много. По словам нарушителей, они находились в пограничной зоне долгое время, но по какой-то причине медлили с пересечением границы, хотя пограничные обозначения вожделенного Запада были уже на расстоянии вытянутой руки. Кроме этого, подозрения вызвало то обстоятельство, что, уже перейдя границу, они не искали контактов с эстонскими властями, а напротив, прятались от пограничников в кустах.

Угроза безопасности Эстонии

Чтобы выяснить, не являются ли эти люди в действительности обманщиками (чтобы не сказать шпионами), спустя день после их задержания Департамент полиции и погранохраны ходатайствовал перед Тартуским административным судом о разрешении поместить их на два месяца в центр временного содержания, поскольку имелись основания предполагать, что находясь на свободе, они могут представлять угрозу безопасности Эстонии или общественному порядку. Суд такое разрешение дает.

Но оба мужчины таким развитием событий недовольны. 14 сентября они подают в Тартуский окружной суд жалобу, в которой заявляют о необоснованности своего двухмесячного задержания. В защиту своей позиции они приводят два аргумента: во-первых, их личности установлены, а, во-вторых, они не собираются бежать из Эстонии.

Также они отрицают свою связь с армией, уверяя, что ни их форма, ни то, что они родом из места, граничащего с очагом конфликта, не дают оснований для далеко идущих выводов.

Перейти границу на отремонтированном участке теперь не так-то и просто.
Перейти границу на отремонтированном участке теперь не так-то и просто. Фото: Арвед Брейдакс

Полиция не верила

Но Департамент полиции и погранохраны в ответе на жалобу остался на своей прежней позиции: истинной целью мужчин не обязательно может быть желание получить в Эстонии международную защиту и в случае освобождения они могут сбежать.

Решения от 27 сентября и 9 октября оставили обоих нарушителей границы под стражей. «Окружной суд согласился с доводами Департамента полиции и погранохраны: поведение лиц не вызывает достаточного доверия, чтобы применить к ним более мягкие методы надзора», - говорится в обоих постановлениях суда.

Обратно в Россию?

Дальше дела развивались в невыгодном для обоих мужчин направлении - в отношении них было возбуждено уголовное дело по факту незаконного пересечения временной контрольной полосы. За это Пенитенциарный кодекс предусматривает наказание в виде денежного штрафа или тюремного заключения на срок до одного года, но не это главное. После признания вины и отбытия наказания их ждала высылка в Россию.

26 ноября Лыунаская окружная прокуратура отправила в выруский Дом правосудия материалы уголовного дела обоих. Дело хотели рассмотреть в порядке договорного производства, поскольку факт пересечения границы был доказан, вопрос оставался только в величине наказания. Спасающего от уголовного дела статуса беженца им не светило.

Но суд в Выру договорное производство не утвердил, поскольку 21 февраля этого года Департамент полиции и погранохраны занял диаметрально противоположную позицию: решил предоставить и тому, и другому статус беженца в Эстонии, а также вид на жительство на основании Закона о предоставлении международной защиты.

Обстоятельства засекречены

Прокуратуре в этой ситуации не оставалось ничего другого, как 15 марта отправить в суд ходатайство о возвращении материалов уголовного дела, поскольку если людям предоставлена международная защита, то пересечение ими границы больше не считается противоправным и за это нельзя наказывать.

Что же заставило полицию изменить свое недоверие к данным персонажам? Что это за критически важная информация, которая поступила в период трех месяцев - с ноября прошлого года по февраль года нынешнего - и развеяла прежние подозрения? Это от общественности скрыто, поскольку производства о предоставлении убежища, проходящие через Департамента полиции и погранохраны, являются конфиденциальными и в отношении указанных лиц исключения не делают.

Основанием для написания этой статьи стали материалы суда и объяснения Департамента полиции и погранохраны.

Права беженцев в Эстонии

Получившие убежище в Эстонии беженцы являются привязанными к стране. Получившие международную защиту могут путешествовать внутри Европейского союза, как все остальные жители Эстонии, но если они находятся в другой стране более 90 дней в период 180 дней, то речь идет о незаконном пребывании в стране. У соответствующей страны есть право отправить таких людей обратно в Эстонию.

Источник: Полиция безопасности

Причины получения убежища засекречены

Ведущий специалист по производствам бюро гражданства и международной защиты Департамента полиции и погранохраны Кай Хейнлайд:

«Производство по предоставлению убежища конфиденциально, и это означает, что департамент не может разглашать данные человека и причины предоставления ему убежища. Требование конфиденциальности данных исходит из закона и предназначено для защиты получившего убежище.

При подаче ходатайства о предоставлении убежища Департамент полиции и погранохраны начинает производство, в ходе которого ходатайствующего опрашивают, а департамент как можно подробнее выясняет как ситуацию в стране происхождения человека, так и то, есть ли какие-то противоречия в его показаниях. Если для предоставления международной защиты есть основание, то человек получает временный вид на жительство в Эстонии, а значит, и право свободно путешествовать и работать в Эстонии».

Чаще всего убежища просят украинцы

В прошлом году в Эстонии были поданы 107 ходатайств о предоставлении убежища и больше всего – 17 – их подали граждане Украины. Граждан Российской Федерации ходатайствующих об убежище было 11.

Случаев предоставления международную защиты значительно меньше, чем ходатайств, но нужно отметить, что не все ходатайствующие получают решение в том же году.

В 2018 году виды на жительство в рамках международной защиты предоставили 17 ходатайствовавшим. В рамках миграционного плана вид на жительство и международную защиту получили 18 человек.

Источник: Департамент полиции и погранохраны

Наверх