Бывший работник Omniva: на ИТ-развитие бездумно потратили зарплату 600 почтальонов (2)

Copy
Глава Oniva Анси Арумеэль.
Глава Oniva Анси Арумеэль. Фото: Eero Vabamägi

Бывший ИТ-работник Omniva утверждает, что на системы программного обеспечения госфирмы бездумно потратили миллионы евро, а совершенные в свое время ошибки позже вылились в серьезные проблемы. Фирма отвечает, что работа, проделанная несколько лет назад, действительно оказалась бесполезной, но деньги не были потрачены впустую на сто процентов, пишет Postimees.

Бывший работник Omniva, эксперт в области инфотехнологий Яак (настоящее имя редакции известно), всерьез обозлился, когда увидел множество новостей в СМИ о том, что в рождественский период у Omniva возникли задержки с отправкой и выдачей посылок, а доставка газет на дом страдает от нехватки денег, несмотря на выплачиваемые дотации.

Он утверждает, что о сути проблемы еще никто не говорил открыто. А это – проваленный ИТ-проект.

«И что самое плохое… никто не хочет нести за это ответственность», - говорит он.

Старались до потери сознания

Еще в 2016 году Omniva предвидела, что объемы доставки посылок с каждым годом будут резко увеличиваться. Сейчас можно сказать, что если три года назад через государственное предприятие отправляли семь миллионов посылок в год, то в прошлом году их было уже 14 миллионов.

Тогда и подумать не могли, что прежние ИТ-системы не выдержат такого резкого увеличения объемов работы. Логистикой управляли через программное обеспечение под названием EPLIS (инфосистема логистики почты Эстонии). Которая, мягко говоря, является устаревшей программой. Но в результате проведенных анализов выяснилось, что в лучшем случае EPLIS выдержит еще пару лет. И это был еще крайне оптимистический прогноз.

Умные головы собрались вместе. Было решено, что необходимо инвестировать в новое программное обеспечение. Проект получил звучное название – Phoenix.

Phoenix должен был стать базовым программным обеспечением, вокруг которого будут собраны все услуги предприятия. Проще говоря, эти программы должны были решать все задачи, которые ИТ-система вообще может решить для одного почтового предприятия.

Времени было мало и ИТ-команде составили амбициозный график. Phoenix нужно было подготовить за полтора года. Бюджет проекта сначала составлял 3,5 миллиона евро. «Нормальным для такого объема работы были бы три года, - говорит бывший работник. – Все горело. Переработки были обычным делом. Работали днями и ночами».

Но весной 2017 году между руководством предприятия и ИТ-командой разгорелся нешуточный конфликт.

Во-первых, за это время проект подорожал на миллион евро. Во-вторых, ИТ-команда хотела запустить бета-версию, которая нуждалась в дополнительной калибровке. Команда по развитию хотела в течение лета применить испытательный период, чтобы исправить все возможные ошибки.

Председатель правления Omniva Анси Арумеэль говорит, что у руководства фирмы были иные ожидания. К весне 2017 года руководство хотело иметь готовый продукт, а не бета-версию.

А тогдашний ИТ-руководитель Райн Кирьянен сказал Postimees, что временные рамки были настолько жесткими, что иным образом запустить Phoenix было невозможно.Он подтвердил, что план с самого начала был таким. Арумеэль настаивает на том, что о бета-версии никогда не говорили.

В словесной войне к компромиссу не пришли, и Кирьянен ушел из фирмы вместе с тогдашним главным архитектором.

Арумеэль утверждает, что команда Кирьянена утратила доверие, поскольку столкнулась с нехваткой времени, но были и другие причины.

«Мы не верили, что эта команда сможет довести проект до конца,- объяснил он. – К этому добавлялось нарушение основных оговоренных принципов работы. Например, в качестве субподрядчика была выбрана фирма, с которой скрыто было связан один из членов команды. Кроме того, были сомнения в том, что вся команда работает в интересах предприятия».

Бывшие работники утверждают, что руководство отслеживало работу над Phoenix через процесс, который называется steering. Например, Арумеэль должен был подтверждать решения команды ИТ-развития подписью. Поэтому анекдотично выглядит ситуация, когда весной 2017 года для руководства предприятия стало полным сюрпризом то, что планы не таковы, какими их представляли.

«Поэтому я и говорю, что руководство, хотя бы частично, тоже должно нести ответственность»,- говорит Яак. Бета-версия Phoenix обошлась в 4,5 миллиона евро. «Но, насколько мне известно, было решено идти по пути разбазаривания денег и переписать большую часть решения», - сказал Кирьянен.

Неделя ровнялась 100 000 евро

Арумеэль слова Кирьянена не подтверждает. Он говорит, что произошедшее привело к потере времени, но не денег. «Даже если и так, но время в прямом смысле слова – это деньги. Расходы на ИТ-развитие Omniva составляли тогда около 100 000 евро в неделю», - отвечает Яак.

Прибыль AS Eesti Post в 2017 году составила 1,1 миллиона евро, то есть годовой доход сравним с двумя с половиной месяца работы ИТ-команды.

Согласно регистру господрядов, для развития Phoenix было заказано услуг на 6,5 миллиона евро. Само название Phoenix исчезло из документов после ИТ-тендера, который организовали с 2018 году, его предполагаемая стоимость в свою очередь составляла еще 3,5 миллиона евро. Плюс оплата работы своей рабочей группы, которую, как утверждают бывший члены команды, составляла около 30 процентов от всех расходов.

Таким образом, предполагаемая стоимость ИТ-программ составила 13 миллионов евро, что в три раза больше изначального бюджета. «Все это можно было сделать за 4,5 миллиона евро»,- утверждает Яак. Если эти слова отвечают действительности, то ИТ-решение подорожало до суммы, равной восьми годовым доходам фирмы – за эти деньги можно было оплатить работу около 650 почтальонов.

«Эти суммы нельзя сравнивать между собой. У них нет прямой связи»,- отвечает на обвинения председатель правления Арумеэль. Он объясняет дополнительные расходы тем, что каждый год необходимо переоценивать инвестиции, и логично, что э-торговля требует все новых решений, поскольку эта сфера деятельности сосредоточена на технологиях.

В рождественский период прошлого года Omniva переехала в новый логистический центр. Программное обеспечение сортировочной линии центра должно было быть одной из основных функций Phoenix. Логистический центр открыли прямо под рождество, то есть в канун начала самого активного рабочего периода. Тогда Omniva признала, что период после переезда оказался весьма проблематичным: посылки постоянно пропадали и задерживались.

«Я уверен, что программное обеспечение с недостатками превратили для них Рождество в задницу», - говорит Яак. Председатель правления признает возможную связь между проваленным ИТ-проектом и происходившим лишь частично.

«В какой-то степени можно усмотреть связь с задержками 2017 года и сложностями запуска в 2018 году. Времени на развитие программного обеспечения и тестирования оставалось очень мало, - говорит Арумеэль. – Если бы тестовый период был длиннее, возможно потребности в уточнениях проявились бы раньше, но в конечном счете нельзя быть до конца в этом уверенным. Ошибки выявились во время работы на полную мощь, что и при наличии более длинного тестового периода было бы невозможно испытать».

Как было сказано, по словам председателя правления, ни цента не было списано и в использование принята большая часть программного обеспечения: рабочее решение курьеров и почтовых пунктов, программы почтовых автоматов, программы сортировочной линии и геопортал.

А переживший себя EPLIS Omniva использует до сих пор: «Переходим постепенно. На EPLIS еще работают, например, центры обслуживания коммерческих клиентов. Но, конечно, нельзя говорить, что наш проект был провален. Большая часть компонентов была принята в использование».

Комментарии (2)
Copy
Наверх