Тем не менее, то, что пришлось пережить живущим по соседству с Россией порабощенным народам и колонизованным европейскими державами народам стран Латинской Америки, Африки и Азии, во многом похоже. Оно включает кражу ресурсов, принудительное переселение, подавление культуры и языка коренного народа и уничтожение институтов и идентичности.
Одно серьезное отличие заключается в том, что некогда обладавшие заморскими империями европейские страны сейчас, как правило, относятся к преступлениям прошлого с ужасом и стремятся к дружбе и примирению со своими бывшими колониями.
На контрасте с этим сегодняшний Кремль неоднозначно относится к своей имперской истории. Он применяет доводы, от которых другие давно отказались: «мы их цивилизовали», «мы должны были туда вторгнуться, иначе их перехватил бы кто-нибудь другой», «это было давно и не имеет к нам никакого отношения» и «на самом деле это не было империей».
Второе отличие — многие люди на левом фланге богатого мира и в странах с растущей экономикой видят в бывших порабощенных народах Европы не жертв империализма, а его сторонников. В конце концов, эти страны находятся на стороне Америки, НАТО, Израиля, Запада и капитализма. В этих кругах обычно отдается предпочтение России и Китаю — двум странам, в которых видят противников западных гегемонии и спеси.
Это парадокс. Правда заключается в том, что Россия и Китай — подлинные империалисты современности. У их экономик, которыми руководит элита и которые построены на эксплуатации, нет ничего общего с равенством или справедливостью. Их политические системы опираются на обеспечение привилегий правящим элитам, а не обязанность отчитываться о своих действиях или конкуренцию. Если вам не нравится власть денег, Москва и Пекин должны быть закономерными объектами вашего гнева.