Основной принцип законопопроекта, направленного на согласование, прост: если до сих пор требования государства, например, полицейские штрафы, востребовали судебные исполнители, то в будущем это будет делать Налогово-таможенный департамент. Существенной побудительной причиной для изменений стала высокая пошлина за делопроизводство - к штрафу в 50 евро в случае опоздания с выплатой прибавляется 45 евро плюс налог с оборота. Департамент же будет взымать дополнительно всего 10 евро, поскольку производство по большей части будет вестись автоматически.
Вторая причина кроется в том, что качество работы судебных исполнителей разнится, вследствие чего Министерство юстиции за год получает порядка 300 жалоб на деятельность судебных исполнителей.
В этом году дисциплинарное производство возбуждено в отношении пяти исполнителей, а в прошлом году из-за нарушений были освобождены от должности двое. С учетом того обстоятельства, что в Эстонии 43 судебных исполнителя, цифры, по оценке министерства, вызывают беспокойство.
Вице-канцлер Министерства юстиции Вильяр Пеэп объяснил, что разница в уровне обусловлена тем, что и экономический уровень бюро судебных исполнителей очень сильно варьируется. А именно, те, кто занимаются в основном частными требованиями, например, банковские исполнители, зарабатывают много. А вот исполнители, востребующие долги в пользу государства, оказываются в трудном положении.
"Те, у кого больше гостребований, а частные требования формируют всего от трех до пяти процентов портфеля, живут на грани прожиточного минимума", - сказал Пеэп. Он привел в пример яркий случай, когда судебный исполнитель получил долг, но не перевел его дальше кредитору, а потратил деньги на содержание своего бюро.