Cообщи

Треть Рапла ездит на работу в Таллинн (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Аллан Тяхтла последние два года каждый день ездит из Рапла в Таллинн на работу и считает, что жизнь в Рапла ценнее этих поездок.
Аллан Тяхтла последние два года каждый день ездит из Рапла в Таллинн на работу и считает, что жизнь в Рапла ценнее этих поездок. Фото: Erik Prozes

Работодателям волости Рапла, превращающейся в плане рабочей миграции в окраину Таллинна, приходится изворачиваться, чтобы найти работников, пишет Postimees.

Работающий в Таллинне в сфере рекламы Аллан Тяхтла переехал из столицы в расположенный на расстоянии 50 километров Рапла два года назад, когда в семье родился ребенок. Супруги хотели купить дом, но цены на недвижимость в Харьюмаа казались неразумно высокими. Тяхтла изучил, как добираться из Рапла на работу в Таллинн, и было решено, что стоит попробовать, тем более, что в Рапла были места в детском саду.

По совету соседа Тяхтла попытал счастья на рынке труда Рапла, города с пятью тысячами населения, но там его карьера оказалась недолгой, поскольку работа ему не подошла. Найти другую работу по специальности не удалось: большая часть вакансий связана с местным производством.

Теперь каждое утро семейство Тяхтла садиться в машину и едет в столицу. Для ребенка нашли место в таллиннском детском саду, так как родители после работы не успевали забрать его из садика в Рапла. И хотя до семи лет малышу еще далеко, присмотрели уже и таллиннскую школу.

«Все обстоятельства располагают к этому. В Таллинне живут бабушки и дедушки, которые могут помочь. Жить в Рапла очень приятно, там тихо и хорошее транспортное сообщение, у нас свой дом и гараж, - говорит Аллан. – В Харьюмаа необоснованно завышенные цены, которые заставляют переезжать оттуда в ближайшие уезды. А расстояние... Раньше точно так же целый час добирался на работу из Пирита в Мустамяэ».

Забег за таллиннскими зарплатами

По словам геополитика Тартуского университета Сийри Сильм, путешествие между работой и домом – это набирающая обороты тенденция, растущая с увеличением мобильности людей.

«С одной стороны, в поисках лучшей среды обитания переезжают в пригород или на окраины города, но и рабочие места у людей теперь все меньше привязаны к месту их проживания. Трудовая миграция зависит и от времени года: например, люди перебираются куда-то на лето», - говорит она.

Если уже треть жителей какого-то населенного пункта каждый день ездит на работу в центральный населенный пункт, первый из них начинают считать  отдаленным районом второго. Поэтому большей частью населенные пункты Харьюмаа по сути являются пригородами Таллинна. Согласно исследованию, проведенному на основании мобильных данных Тартуским университетом в 2010 году о большом региональном движении, Рапла был на грани того, чтобы тоже стать таким районом столицы.

По словам Сильм, в обсуждениях пришли к тому, что можно было бы начать развивать такие населенные пункты, поскольку если у местных жителей есть работа, они уже не будут рваться в большие города: «Полностью перевести рабочие места в деревни – это не выход, скорее нужно развивать центры окраин. Если в Рапла есть разноплановые рабочие возможности, люди не будут ездить оттуда в Таллинн – скорее, туда начнут приезжать из окрестностей Рапла».

Старейшина волости Рапла Меэлис Мяги признал, что претенденты на работу в уезде изначально учитывают уровень зарплат золотого круга, опоясывающего Таллинн. Те, кому нужны работники, должны суметь предложить такой же. И хотя новое исследование о рабочей миграции должно завершиться в Тартуском университете к концу августа, Мяги и сейчас уверен в том, что треть работоспособного населения Рапла ездит на работу в Таллинн.

И Мяги, и Айво Варем, исполнительный директор фирмы Saarioinen Eesti OÜ, продающей готовые блины под торговой маркой Mamma и расположенной под Рапла,  пытаются объяснить прорывающимся на столичный рынок труда, что таллиннские лишние 200 евро уплывут из рук в виде новых расходов, например, на транспорт. Раньше свою роль играла даже амортизация автомобиля, которую нужно было учитывать в перечне расходов.

«Плюс 200 евро в брутто-зарплате в Таллинне растворятся в нетто-зарплате. И два часа в день будут уходить на дорогу», - предупреждает он.

Руководитель Saarioinen Eesti Айво Варем считает, что через 20 лет Рапла станет таким же пригородом Таллинна, как в свое время был район Нымме.
Руководитель Saarioinen Eesti Айво Варем считает, что через 20 лет Рапла станет таким же пригородом Таллинна, как в свое время был район Нымме. Фото: Erik Tikan

По словам Варема, они уже давно учитывают, что у них один с Таллинном и Харьюмаа рынок рабочей силы.

«Я считаю, что через 20 лет Рапла станет таким же пригородом Таллинна, как в свое время был Нымме. Например, 20 лет назад окрестности Арукюла и Юри были пустырем, а теперь это по сути Таллинн».

Если год назад, несмотря на очень хороший пакет привлечения работников (тому, кто порекомендует нового работника, выдавали 400 евро плюс целый список доплат и бонусных программ) завод Mamma находился на пороге кризиса рабочей силы, то теперь риски снизила арендная рабочая сила.

«До этого года мы хотели быть очень лояльными к Рапласкому уезду, но жизнь заставляет принимать иные решения», - сказал Варем. В фирме с почти 200 сотрудниками работники на производстве, по его словам, в среднем получают 1200 евро в месяц, а новых работников ищут и сейчас. Развозки ездят за 50 километров в Вяндра и за 20 километров в Мярьямаа. Варем подчеркнул, что зарплата уже не является аргументом номер один, к культуре организации при выборе рабочего места относятся все серьезнее.

Полиция думала о введении региональной доплаты

Пару лет назад отдел кадров полиции думал о введении доплат работникам в рапласком регионе - по аналогии с Ида-Вирумаа и Таллинном. По словам руководителя Раплаского отдела полиции Янно Рууса, одной только региональной доплаты в пару сотен евро явно недостаточно.

«Действительно в последние годы очень сложно найти для работы в Рапла полицейских с соответствующим образованием - на любые должности. А нехватка кадров повышает нагрузку на имеющихся сотрудников и означает меньшее количество патрулей. Я считаю, что увольнения последних лет не были связаны с отсутствием доплаты. Она, конечно, входит в список причин, но не занимает первое место», - сказал он.

В то же время, он привел пример, что если человек живет в Кохила, то ему проще ездить на работу в Саку, где он будет получать 200 евро региональной доплаты, а не в Рапла.

«Иногда бывает выгоднее, если кто-то из членов семьи уже ездит на работу в Таллинн, ездить и остальным. Сейчас оснований для паники нет, но мы все время занимаемся поиском сотрудников. Нам больше всего нужны люди со специальным образованием, поскольку обучать полицейских самим значительно сложнее», - сказал Руус.

Для  образования на месте в Рапла открыт кружок, в котором молодежь знакомят с работой полицейских. Это означает, что полицейские ходят по школам и рассказывают ученикам - начиная с девятого класса - о работе полиции: приглашают посетить дом полиции и проводят ознакомительные поездки в Школу полиции в Пайкузе. Руус и в этом году ожидает увидеть на собеседованиях знакомые по полицейскому кружку лица, и уже сейчас в Рапла работает следователь, который является воспитанником этого кружка.

В то же время он вспомнил момент, когда в полицейской школе учились сразу восемь молодых людей из Рапла, но работать в родном городе из них захотели только двое.

«Для меня важно то, что они вообще идут работать в полицию, но, конечно, я всегда жду, что рапламааские молодые люди вернутся на работу к нам. Но этого, конечно, нельзя предсказать. Некоторые хотят реализовать себя в области, которой у нас вообще нет, выбирая, например, охрану границы».

Почтальонов тоже не хватает

Весной из-за нехватки почтальонов в Рапла разразился почтовый кризис, в результаты люди ждали почту долго и получали газеты сразу за несколько дней. Несколько почтальонов одновременно стали жертвами несчастных случаев на производстве или заболели, а замену найти было негде.

По словам руководителя Раплаского распределительного центра Omniva Лаймы Парик, приходится прилагать максимум усилий. Чтобы улучшить конкурентоспособность, начали резко поднимать зарплаты, так что минимум основной зарплаты увеличился до 11 процентов. Для поиска новых почтальонов изменили стратегию вербовки. Если человек уже начал искать другую работу, ему нужно предложить гибкий рабочий график или частичную нагрузку или все равно что, чтобы он хоть как-то работал. Используют и арендованную рабочую силу.

«Близость Таллинна, конечно, оказывает свое влияние. Для нас ситуация усложнилась в тот момент, когда одновременно и быстро нужно было найти не одного, а сразу несколько человек. Поиск новых сотрудников потребовал времени, поскольку нужно было найти подходящее для работников решение. Для этого нам самим пришлось подстроиться, а не просить их подстраиваться под наши условия. Видно, что это приносит результат», - сказала Парик.

С осени рабочую миграцию можно будет отслеживать помесячно

Сийри Сильм.
Сийри Сильм. Фото:

Сийри Сильм, научный сотрудник лаборатории исследований мобильности Тартуского университета

К концу года будет создана открытая база данных, в которой будет собрана анонимная информация мобильных данных, говорящая о том, как люди передвигаются между работой и домом. Эти данные будут поступать ежемесячно и автоматически обновляться.

Самоуправления постоянно запрашивают эти данные для составления планов, а теперь они смогут видеть в базе данных, как, например, стоит планировать движение автобусов.

Согласно исследованию, проведенному тартускими геополитиками в 2010 году, 380 000 жителей Эстонии ездили на работу далеко от дома. В конце июня была создана методика описания движения с новыми данными, но ее пока не успели проанализировать.

После административной реформы самоуправления стали настолько большими, что нужно найти новую единицу измерения оценки движения. Если раньше учитывали поездки на работу за пределы своего уезда, то, например, для Сааремаа это не подходит: люди не выезжают за пределы уезда, хотя им приходится преодолевать большие расстояния. В последнем исследовании данные собирали по иным принципам: единица измерения меньше, чем самоуправление, но больше, чем деревня.

Наверх