Через несколько лет Латвия может потерять еще одну усадьбу, имеющую культурную и историческую ценность. В течение почти ста лет в усадьбе Иле был санаторий - здесь лечили больных туберкулезом, затем хронических алкоголиков, наркоманов, людей с тяжелыми психическими заболеваниями. Последние десять лет национальный культурный памятник заброшен. Государство ищет арендатора, но здание, в которое нужно вложить миллионы, мало кого интересует. Ситуация не уникальна - из 2500 латвийских усадеб в настоящее время сохранилось только 100.
В Ильской волости есть два древних кладбища, а вот школы нет. В Иле проживает менее 400 человек - примерно столько же, сколько в одном доме рижского микрорайона. История вымирания типична для латвийской деревни. В советское время здесь существовал санаторий с десятками работников, колхоз и производственные предприятия. Рабочих мест тут ждали годами и попадали на конкурсной основе или по блату. В 1960-х годах строили хорошие многоквартирные дома, квартиры в которых раздавались перспективным специалистам. Теперь, словно после войны, в Иле сплошные руины, и кажется, что два многоквартирных дома, построенных для работников санатория, в конечном итоге тоже рухнут. В прошлом году центральное отопление было отключено, потому что не выгодно. Освещения нет, а крыша протекает.
Что делать с разрушающейся усадьбой?
Здание усадьбы Иле расположено на холме, и в него, через парк ведет множество лестниц. Вы взбираетесь вверх и вниз, пока не наткнетесь на страшный железобетонный забор и типичную советскую постройку, из которой будто вот-вот выйдет пьяный милиционер.
Чтобы оценить культурный памятник, нужно хоть немного сдерживать свое трепетное отношение к старым вещам и вооружиться хотя бы минимальным знанием истории.
С 2014 года, когда недвижимость "Īles sanatorija" перешла под контроль VAS Valsts nekustamie īpašumi (VNI), попытки найти арендатора за 2500 евро в месяц на срок до 30 лет не увенчались успехом. Комплекс, состоящий из нескольких памятников культуры национального и местного значения, находится в таком плохом состоянии, что требует инвестиций почти в два миллиона евро.