Польская коммунистическая верхушка в течение многих лет пыталась обсудить с Москвой разные аспекты прошлого, особенно в связи с массовым расстрелом в Катыни, но, к счастью для литовцев, вопрос о Вильнюсе не поднимался. Подобное требование только лило бы воду на мельницу реакционных сил в Советском союзе. По этим причинам Сависаар пообещал в Комиссии по ПМР, что осуждение ПМР не связано с отделением той или иной советской республики от СССР или с изменением границ.
На самом деле это обещание и гроша ломаного не стоило. Балтийские национальные движения интерпретировали решение съезда народных депутатов от 24 декабря объявить ПМР неправомерным как оценку того, что аннексия стран Балтии была незаконной. И это несмотря на то, что между ПМР и аннексией 1940 года не было непосредственной связи (можно ведь представить ситуацию, когда за соглашением о разделе сфер интересов последует законная аннексия, к тому же секретный протокол к ПМР не определял, каким образом Советский Союз реализует свои интересы в своей сфере – по правде говоря, немецкая сторона была даже обеспокоена советской интерпретацией, что проявилось в июне-августе 1940 года). Но в вихре острой политической борьбы детали никого не интересовали.
В конечном итоге Балтийская цепь состоялась с огромным успехом, выведя дискурс балтийских национальных движений на первые полосы мировых газет и телевизионных новостей. Балтийская цепь подтвердила позицию большинства западных стран о том, что Эстония, Латвия и Литва были незаконно аннексированы. Следует признать, что косвенно ПМР и непризнание были связаны, потому что, если бы в 1940 году Советский союз не оказался в одной компании с Германией, политика непризнания в таком виде, вероятно, не сформировалась бы. Поэтому во всех отношениях правильно напомнить, что Сталин – «спаситель» западной демократии и победитель в войне, – был в 1939-1941 годах сообщником преступлений Гитлера.
Впервые статья была опубликована 23 августа 2019 года.
Историк Каарел Пийримяэ получил образование в Тартуском университете, Геттингенском университете и Кембриджском университете (докторантура). Он работал научным сотрудником и доцентом Тартуского университета. Пийримяэ снискал многочисленные государственные и международные знаки академического признания и является автором ряда академических трудов преимущественно в следующих областях: международная история стран Балтии в 20 веке; сталинизм в Восточной Европе и странах Балтии; новейшая история (с 1914 года).