Президент Латвии Эгил Левитс был одним из примерно двух миллионов жителей стран Балтии, которые приняли участие в акции Балтийский путь 23 августа 1989 года, во время которой страны Балтии продемонстрировали свое желание восстановить независимость от СССР. В рамках передачи "Зона комфорта" журналисты поговорили с президентом о событиях того дня, важности Балтийского пути сегодня и последующем чувстве единства.
Запись полного интервью можно посмотреть здесь:
- Что такое Балтийский путь?
- Балтийский путь – это демонстрация трех народов Балтии.
Очень значительная и важная демонстрация, во время которой народ Балтии сказа: "Мы хотим обратно свои страны, мы хотим восстановить свою государственную независимость".
Это очень непростая ситуация в мире, когда большая часть жителей страны физически собрались вместе для каких-либо действий, в данном случае – для создания живой цепи, чтобы сказать: "Верните нам наши страны обратно" или точнее - "Мы забираем наши страны обратно! Мы не спрашиваем, хотите ли вы отдать их или нет. Мы забираем их, мы хотим независимости".
В этом плане народы всех трех стран Балтии были едины. Балтийский путь по-своему продемонстрировал самим жителям стран Балтии, руководителям Советского Союза, Европе и миру: "Это наша воля, и мы сделаем все, чтобы реализовать это желание".
- Вы отметили, что во время Балтийского пути, народы трех стран были едины. В наши дни часто можно слышать мнение, что с годами это объединение было утеряно. Есть даже конкретные высказывания некоторых политиков в публичном пространстве, например, высказывания премьер-министра Литвы. Что вы скажете на этот счет?
- Объединение необходимо в том случае, если есть общая цель. Восстановление независимости было нашим общим делом, после чего в наших странах возник демократический государственный аппарат. И теперь у нас разные мысли, может, даже разные цели в вопросах того, как нужно жить. Мы не можем ждать от других, что они будут думать также, как и мы. Восстановление независимости стран Балтии было основой демократии. В этом смысле мы были едины.