Естественно, сторонники «жесткого Брекзита» выступают категорически против этого, поэтому соглашение дважды было провалено в парламенте. Что еще хуже, хорошее решение здесь трудно себе представить. Единственная возможность – выход Великобритании из ЕС и объединение Северной Ирландии с Ирландской Республикой. Но этот вариант для многих по ту и другую сторону Ирландского моря столь неприемлем, что они могут взяться за оружие.
Джереми Корбин обещал в случае победы на выборах провести новый референдум, поставив на голосование конкретное соглашение. Отчасти это было бы логично. На предыдущем референдуме голосовали за или против чего-то весьма неопределенного, не зная толком, что это означает и что повлечет за собой. С другой стороны, сторонники Брекзита категорически против этого и утверждают, что речь идет об игнорировании воли народа. К тому же, как уже было сказано, Корбин с его радикально левыми взглядами не слишком популярен.
Третий вариант, патовая ситуация или так называемый «зависший парламент», еще больше усугубил бы ситуацию для Великобритании.
Что будет дальше, не осмеливаюсь предположить. Сага с Брекзитом превратилась в бесконечный балаган. На то есть две причины, которые можно было предугадать сразу же после референдума, состоявшегося три года назад. Во-первых, такой развод неизбежно бывает крайне сложным и болезненным и трудно прогнозировать конкретные последствия. Во-вторых, и это важнее, большинство британцев с небольшим перевесом хоть и проголосовали «за», но элита Соединенного Королевства (политическая, экономическая, научная и культурная) с самого начала была против. Даже самое демократичное государство неизбежно управляется элитой. В демократической стране она, конечно, должна считаться с волей народа, но, естественно, элита не хочет вести народ туда, куда она сама идти не желает. Поскольку сказать напрямую «нет» не годится, начинают затягивать и выкручиваться.
В спорте говорят, что главное не победа, а участие. В случае Брекзита, кажется, действует принцип, что важен не конечный результат, а бесконечный процесс. Или как поет The Queen: The Show must go on...