– Бросает ли ыйсмяэский инцидент тень на военно-исторические клубы?
– Безусловно, так как именно военно-исторические клубы имеют дело с боеприпасами, которые могли остаться не только после войн, но и после ухода советской армии и после учений современной эстонской армии. В наших рядах случались инциденты, подобные тому, что произошел в Ыйсмяэ.
Любая организация, занимающаяся военной историей, находится под присмотром. Мы в самых хороших отношениях со спецслужбами. Нам нечего скрывать.
– Любой ли человек может отправиться в лес ловить эхо войны?
– В принципе, да. Это не регулируется законом. При желании любой человек может отправиться в лес и работать с металлодетектором.
– Насколько опасны такие находки? К чему обязывает закон при их обнаружении?
– Они представляют очень серьезную опасность, особенно, если люди не знают, что с такими находками делать. Самое главное правило: не трогать и вызывать саперов! Они забирают и уничтожают найденные боеприпасы.
– Что можно найти в наших лесах?
– Помимо грибов и ягод, можно найти очень много: начиная от обычных патронов и заканчивая авиабомбами большого калибра.
– И все-таки, как столько снарядов могли оказаться в жилом доме?
– С одной стороны – это глупость тех, кто их тащит в квартиры. Профессиональные военные историки и поисковики могут сказать, что любой боеприпас, даже пролежав больше 70 лет в земле, может нести за собой угрозу. Подрывы, в которых страдали и обычные люди, и поисковики, случались и на территории Эстонии.