Министры делят пирог: обучение эстонскому раздроблено, но никто не хочет отказываться от своей доли

Обучение взрослых эстонскому языку раздроблено, но ни одно министерство не хочет пожертвовать своей долей, пишет Postimees.
Обучение взрослых эстонскому языку раздроблено, но ни одно министерство не хочет пожертвовать своей долей, пишет Postimees.
В конце августа Госконтроль опубликовал аудит обучения эстонскому языку, в котором авторы критиковали неспособность государства организовать изучение эстонского для всех желающих взрослых. Собравшаяся вчера вместе с представителями пяти министерств, организующих обучение, особая комиссия Рийгикогу пришла к единодушию лишь относительно того, что Министерство образования и науки должно получить ведущую роль в координации языкового обучения. Что по сути это будет означать – вопрос по-прежнему обсуждается.
По мнению госконтролера Янара Хольма, суть проблемы обучения взрослых языку состоит в том, что нет одного конкретного места, в которое можно обращаться, если человек хочет учить язык. Сейчас у каждого министерства есть своя целевая группа, которой предлагается языковое обучение. Так, Министерство юстиции занимается заключенными, Министерство социальных дел – безработными и получившими международную защиту, Министерство культуры – слабо интегрированными постоянными жителями и новыми мигрантами, а Министерство внутренних дел – ходатайствующими о гражданстве и также новыми мигрантами.
Должен ли человек стать безработным, чтобы учить эстонский язык?
Целевые группы некоторых министерств пересекаются, что влечет за собой разбазаривание государственных средств. Однако есть и такие люди, которые лишены возможности учить язык, поскольку их нельзя причислить ни к одной из этих групп.
По словам Хольма, сейчас лучше всего учить язык заключенным и безработным, хотя так не должно быть. «Должен ли человек остаться без работы, чтобы учить эстонский язык?» - задает Хольм риторический вопрос и добавляет, что сейчас распространена ситуация, когда человеку предлагают языковое обучение, лишь когда он станет безработным. Но люди не знают, кто, где и как может изучать эстонский, и в этот вопрос, по мнению Хольма, необходимо внести ясность.
Министерства хоть и были в общих чертах согласны с Госконтролем, но не спешили давать обещания улучшить ситуацию. И министр социальных дел Танель Кийк, и министр внутренних дел Март Хельме, и министр по делам народонаселения Рийна Сольман, и министр юстиции Райво Аэг подчеркнули, что целевые группы должны все-таки остаться в их ведении, однако координирование они были согласны уступить Министерству образования.
Министр культуры Тынис Лукас хоть и не присутствовал, но, по словам замещавшего его советника отдела культурного разнообразия Артема Теплюка, Министерство культуры уже много сделало с помощью недавно открытых домов эстонского языка и Фонда интеграции, под который, правда, так и не удалось привести пока всех предлагающих услугу языкового обучения.
Единственной, кто выразил надежду на перемены, стала получившая слово последней министр образования и науки Майлис Репс, которая пообещала после публикации аудита и заседания комиссии, что возьмет руководство языковым обучением на себя.
«Я благодарю Госконтроль, но я не столь оптимистична в том плане, что мы теперь будем действовать и здесь есть решения», - сказала Репс и добавила, что в выступлениях других министров сквозит мысль, что на самом деле никто не хочет ничего предпринимать.
«Если мы говорим о европейских средствах, то можно было бы их лучше распределить, поскольку в конце концов сейчас мы занимаемся одним человеком несколько раз», - сказала она, добавив, что переговоры по финансированию за счет европейских средств вскоре начнутся и на них Министерство образования и науки могло бы играть ведущую роль.
Целевые группы Репс обещала оставить министерствам, как они того и хотели, однако сферы ответственности Министерства социальных дел и Министерства культуры настолько пересекаются, что это, по ее мнению, необходимо пересмотреть.
В связи с этим Министерство образования и науки планирует создать единую программу, чтобы начать координировать все языковое обучение. Вице-канцлер по общему образованию, языковой и молодежной политике Кристи Винтер-Немвальтс добавила, что создание общей программы теперь необходимо будет обсудить со всеми причастными министерствами.