Cообщи

Хитрая подсказка Тынису Лукасу (6)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Руководитель экономической редакции BNS и Postimees Харри Тууль.
Руководитель экономической редакции BNS и Postimees Харри Тууль. Фото: Konstantin Sednev / Postimees

Министр культуры Тынис Лукас удостоился громкой критики за то, что призвал людей обращаться в Языковую инспекцию, если в каком-то обслуживающем заведении последовательно нарушается Закон о языке, и предложил превратить инспекцию в департамент, у которого было бы больше возможностей по наведению порядка, пишет руководитель экономической редакции Postimees и BNS Харри Тууль.

Критика в адрес Лукаса местами несправедлива, поскольку она не учитывает, что по воспитанию и мировоззрению он просто сторонник авторитарного подхода. По его мнению, жизнь можно регулировать по-старому – с помощью запретов и приказов.

Лукас не знает, что сегодня поставщиков услуги можно призвать к порядку значительно более эффективным способом, поскольку власть перешла к потребителю. Помните, что случилось, когда Rimi сообщил в начале десятилетия, что отказывается от продажи эстонского мяса? Кажется, нет. Напомню, возникло столь сильное недовольство, что всего через месяц торговая сеть была вынуждена вернуть местное мясо на прилавки.

Если кто-то хочет, чтобы эстоноязычное обслуживание действительно заработало, надо продемонстрировать это своим потребительским поведением.

Или другой пример. Что случилось пять лет назад, когда выяснилось, что принадлежащая эстонским владельцам топливная сеть Olerex закупает топливо у налоговых мошенников? Ничего особенного, до тех пор пока сеть не стали бойкотировать всемогущие клиенты – например, популярный производитель мороженого La Muu сообщил, что отказывается от услуг Olerex до тех пор, пока фирма не восстановит доверие. На сегодняшний день сеть заправок стала едва ли не образцовым продавцом.

Власть в руках потребителей. Если кто-то хочет, чтобы эстоноязычное обслуживание действительно заработало, надо продемонстрировать это своим потребительским поведением. Не оскорблять несчастного работника сферы обслуживания, а отнести деньги конкуренту.

Абсолютно непонятно, почему люди, которые недовольны обслуживанием, будто то Wolt, Bolt, Maxima, кебабная или шашлычка, снова и снова обращаются к услугам этих фирм и несут туда свои деньги. Так и укореняется представление, что все в порядке. Перемен можно ждать лишь тогда, когда деньги понесут в другое место. А возможностей выбора в Эстонии хватает. Таксофирмы, продуктовые магазины и заведения общепита с образцовым эстоноязычным обслуживанием никуда ведь не делись.

Лукас может, конечно, нанять еще языковых инспекторов и распотрошить заведения обслуживания, но будем честными: мир приказов и запретов ограничен. Яркий пример – многочисленные интернет-магазины, где эстонцы заказывают товар на сотни миллионов евро – до них руки суперинспекторов не дотянутся.

Наверх