Михаил Кылварт: пусть этот бизнес будет подкошен! (8)

Предложение мэра столицы по ужесточению продажи алкоголя вызвало новую волну споров. Оправданы ли санкции в отношении столичных баров и магазинов?

Мэр Таллинна Михаил Кылварт ответил на вопросы Rus.Postimees в прямом эфире. Смотрите интервью в повторе!

Выдержки из беседы:

– В чем суть ограничений?

Таллинн намерен ограничить продажу алкоголя в питейных заведениях с 2 часов ночи в рабочие дни, с 3 часов ночи – в выходные дни, а также расширить радиус запрета на наличие алкогольных магазинов вокруг школ и детских садов с 50 до 150 метров.

– Чем вызваны эти ограничения? Неужели мелкие питейные заведения – это реальная проблема?

– Город не пытается таким образом бороться с зависимостью, хотя она и является серьезной проблемой нашего общества. Цифры говорят сами за себя.

В Эстонии треть взрослого населения злоупотребляет алкоголем, примерно 50-60 тысяч человек страдают от зависимости.

Наши ограничения нацелены на правопорядок, защиту интересов и спокойствие тех людей, у которых нет проблем с алкоголем, но которые вынуждены страдать от тех неудобств, которые создают зависимые от алкоголя люди.

У каждого из нас легко возникает перед глазами картина, с которой сталкиваются наши дети, когда рано утром по пути в школу они вынуждены проходить мимо питейных заведений, где уже с 7 утра собираются зависимые от алкоголя люди.

– А где вы были раньше? И разве Таллинну не достаточно негативного опыта проваленной на уровне государства борьбы с алкоголем?

– Я бы не проводил параллели с акцизными изменениями, хотя понятно, что любые ограничения вызывают ассоциации с тем, как еще совсем недавно десятки и сотни эстоноземельцев отправлялись на границу с Латвией и закупали там алкоголь впрок.

Считаю, что сделанные ранее изменения в алкогольной политике были спонтанными и непродуманными.

Таллинн этой проблемой занимается уже не один год и ранее пытался ее решить и другими способами, проводя переговоры с конкретными питейными заведениями.

Есть статистика, в том числе международная, которая подтверждает, что каждый час ограничений на торговлю алкоголем в питейных заведениях сокращает преступность и правонарушения на десятки процентов. Это очень серьезный аргумент.

– Питейные заведения утверждают, что теперь их клиенты будут проводить ночи на улице…

– Такой же аргумент приводился и в 2009 году, когда вступили ограничения на продажу алкоголя во всех магазинах. Тогда говорили, что люди все равно найдут способ достать спиртное и будут распивать его на улицах.

А по факту количество пьяных водителей сократилось на 21%, количество правонарушений, вызванных алкоголем, уменьшилось на треть.

Кроме того, количество преступлений, направленных против личности, в том числе приведших к тяжким телесным повреждениям, тоже сократилось на треть.

В европейских странах, таких как Швеция, Норвегия, Англия, давно стало нормой то, что местные самоуправления ограничивают продажу алкоголя в питейных заведениях.

И количество правонарушений там пошло на спад. А вот те города, которые увеличили время продажи алкоголя, столкнулись с ростом правонарушений.

Предлагаемые Таллинном ограничения коснутся порядка 6% питейных заведений, торгующих алкоголем в ночное время. Всего в столице 1729 таких заведений, из них в ночное время предлагают алкоголь около 170.

Учитывая то, что ограничения не коснутся отелей и казино, это количество еще сократится, и получится 6% от общего числа.

– Почему с этими питейными заведениями было не договориться об ограничениях напрямую?

– Мы пытались и договориться, и воздействовать различными юридическими методами. Были и судебные процессы с барами в Старом городе. Различные методы воздействия были испробованы и вокруг рынка Паэ в Ланамяэ. К сожалению, это системно не работает. Локальные проблемы есть до сих пор и в Мустамяэ, и в Пыхья-Таллинне.

– Но ведь питейные заведения найдут лазейки, чтобы обойти запреты…

– Именно поэтому мы делаем ограничения всеобъемлющими, чтобы закрыть все лазейки. Исключений не будет никому, независимо от формы юридического лица.

– В Эстонии уже был негативный пример борьбы с пьянством с помощью повышения акцизов. Таллинн опять наступает на те же грабли? Государство не смогло противостоять алкогольному лобби, а вы сможете дойти до конца в борьбе с мелкими барами и магазинами?

– Мы идем по другому пути. В случае изменения алкогольной политики сначала принимались решения, а потом их анализировали. Таллинн уже не один год анализирует ситуацию. И даже сейчас мы обращаемся ко все таллиннцам, предпринимателям и заинтересованным группам с просьбой сесть с нами за стол переговоров и вместе обсуждать эту тему.

Что касается глобального подхода, то есть такое представление, что если политик хочет поставить крест на своей политической карьере, он должен выйти с инициативой по ограничению продажи алкоголя. Отчасти это шутка, отчасти так и есть.

Но в тех вопросах, где интересы людей должны стоять выше сиюмитных политических целей, надо принимать правильные решения.

На мой взгляд, это правильное решение. И, кстати, наши коллеги из полиции не раз говорили о том, что эти ограничения необходимы.

– Ваши оппоненты утверждают, что данные меры подкосят малый и средний бизнес...

– Если этот бизнес выстраивается на том, чтобы продавать алкоголь в 7 утра, пусть он будет подкошен!

Если алкогольные магазины открывают свои двери в непосредственной близости от школ и детских садов, значит бизнесу придется пойти на уступки или свернуть его в этом месте.

Подчеркну, что это локальные ограничения, которые не почувствуют на себе все жители Таллинна, как это было в случае с алкогольным акцизом.

– На фоне разговоров о легализации легких наркотиков (петиция уже в парламенте), ученые подтверждают, что если бы сегодня стоял вопрос о легализации алкоголя, его бы не разрешили. Реально ли вообще запретить торговлю алкоголем?

– Даже если в будущем мы когда-то и сможем об этом говорить, то к этому нужно будет людей подвести. Прежде всего государство должно задуматься о превентивных мерах и формировании новой культуры, в том числе культуры питья. Это ориентир на будущее.

Здесь должна быть проведена очень широкая работа. Проблема не решается просто поднятием акциза по щелчку. Нужно ориентироваться на наших детей, чтобы они вели здоровый образ жизни.

И эта привычка должна закладываться с раннего возраста. Тогда большинство людей в будущем смогут по своей воле отказаться от алкоголя. И это будет правильно.

История знает немало примеров сухих законов. И все они были повернуты вспять. Хотя, что касается горбачевских реформ... Их принято критиковать, но на самом деле одним из эффектов было существенное сокращение потребления алкоголя.

Статистика также показала сокращение числа самоубийств.

Но, думаю, что радикальными способами в данном случае бороться нельзя!

Нужно формировать основу для изменения культуры поведения, привычек, стремления к более здоровым альтернативам. Сейчас к этому есть определенная готовность в обществе, в том числе среди молодых людей. Становится модно заниматься спортом, следить за своим здоровьем, питанием и т.д. И надо способствовать тому, чтобы эти тренды брали начало уже в детском возрасте.

– При этом сторонники легализации легких наркотиков утверждают, что молодежь все чаще предпочитает алкоголю коноплю.

– Это проблема. И мы не должны потворствовать этим трендам.

Да, влияние легких наркотиков среди молодежи есть! И здесь ни в коем случае нельзя говорить о замене одного на другое. Обе тенденции являются общественным злом. И им надо противостоять.

– Если горбачевские реформы не были столь плохи, как о них принято думать, может ли Таллинн пойти по пути хотя бы частичного запрета на алкоголь? Например, начать со слабоалкогольных напитков, наиболее доступных для молодежи?

– С горбачевскими реформами было связано и немало негатива, в том числе вырубка виноградников и подпольная торговля алкоголем. Просто нельзя забывать и об определенных позитивных трендах.

Мы не считаем необходимым инициировать со стороны города кардинальные методы и радикальные решения. Предлагаемый нами уровень ограничений, на мой взгляд, является адекватным.

Более того, влияние этих мер будет для общества безболезненным.

– Предпринимаемые Таллинном шаги не подхлестнут подпольную торговлю?

– Этот вопрос стоял на повестке дня. Мы обсуждали его и с полицией. Но ведь в 2009 году полиция все же смогла справиться с негативными последствиями, хотя тогда запрет был более глобальным, потому что касался всех ночных алкогольных магазинов.

Уверен, что и сейчас полиция будет в состоянии ограничить возможный побочный эффект.

На самом деле, это не коснется широкого круга людей. Думаю, что распивать алкоголь в 7 утра большинству таллиннцев не свойственно.

Подробности - в видео!

Студия Postimees: готов ли Таллинн к запрету на алкоголь? / Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia
Студия Postimees: готов ли Таллинн к запрету на алкоголь? / Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia Фото: Mihkel Maripuu
  • Чем вызваны новые ограничения? Кто оказывает противодействие?
  • В Эстонии уже был негативный опыт борьбы с пьянством через повышение акцизов. Таллинн наступает на те же грабли? 
  • На фоне споров о легализации легких наркотиков ученые подтверждают, что если бы сегодня стоял вопрос о легализации алкоголя, его бы не разрешили. Реально ли вообще запретить алкоголь?
  • Не следует ли начать со слабоалкогольных напитков?

Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia 

Наверх