Предлагаю вашему вниманию мои размышления в связи с некоторыми событиями, произошедшими на уходящей неделе.
Судьба русской школы – европейский тест эстонской политической системы
Рейн Ланг - борец за моральные ценности?
Передача Pealtnägija снова удивила. На этот раз благодаря интервью с министром культуры. На вопрос о причинах его плохих отношений с журналистами он неожиданно стал в позу борца за их моральный облик. «Когда-то журналистикой руководили люди высоких принципов, но они ушли в политику, бизнес или уехали. У нынешних журналистов нет чётко установленных моральных принципов», - сказал Ланг.
Услышав это от Ланга, автор чуть с дивана не упал. Это похоже на воскресную проповедь от Чикатило. В 1999-2001 году автор участвовал в совещаниях руководства Горхолла, где несколько раз обсуждался вопрос продолжать ли судебную тяжбу с медиа-группой Трио, где председателем правления был Ланг, о взыскании долга за аренду студии чуть более ста тысяч крон.
Настоящая комедия произошла чуть позже (автор уже не работал в Горхолле), когда Ланга назначили вице-мэром Таллинна и председателем совета Горхолла. Я бы многое отдал, чтобы видеть лица своих бывших коллег, когда те узнали, что человек, с которым они долго судились, теперь будет ими руководить. Такие назначения это уже вопрос об адекватности нашей политической системы.
Партия IRL вошла в штопор
Уже начали утихать страсти по видам на жительство, и началось выдвижение кандидатов лидера партии. Но список кандидатов поверг всех в шок. Ни одного республиканца или сколько-нибудь значимой фигуры. Ученица Лаара Лийза Пакоста, спортсмен Эрки Ноол и бывший разведчик Кроссь, принятый в партию пару недель назад. Видно дела в партии совсем плохи и впереди маячит тень раскола.
Еще пару месяцев назад главными кандидатами считались Партс и Вахер. Министр экономики демонстративно игнорирует эту компанию, а руководитель МВД, после недавних событий чудом сохранивший кресло, явно выбит из колеи и ему не до борьбы за пост председателя. Многие факты говорят, что именно он был главной мишенью «борцов за чистоту рядов» во время событий с видами на жительство. А временный триумф старой гвардии Лаара может дорого обойтись партии. Без вливаний спонсоров республиканцев и электоральной поддержки республиканского крыла IRL быстро вернется к ситуации Союза «Исамаа» десятилетней давности, когда они оказались на грани прохождения на всех выборах, и в столичном законодательном органе в какой-то период даже не имели представительства.
Учитывая, что все наши политики идеологически очень аморфны, то некоторые республиканцы вполне могут оказаться в партии Миксера.
Судьба русской школы – европейский тест эстонской политической системы
В этой проблеме есть три составляющие. Первой является запоздалая реакция русской общественности. Все могло быть гораздо проще, если бы долгое время не игнорировали
необходимость перехода и требовали нормальных условий преподавания в 1997-2007 годах.
Другая составляющая проблемы это использование центристами ситуации в политических целях. В 2005-2007 году министром образования была Майлис Репс и при желании центристы могли многое тогда изменить. Но Эдгар в тот период занимался приватизацией железной дороги, и ему было не до таких мелочей, как русское образование. Праведный гнев Кылварта и чуть менее искреннее сопротивление Тоом очень хорошо смотрятся для публики. Но нет никаких признаков того, что Эдгар изменился. Когда речь пойдет о принципиальной поддержке русских, то он, скорее всего, превратит все в банальную интригу. «Проснувшиеся» центристы мечут гром и молнии в правые партии. Но получается по Станиславскому: «Не верю!». Самый большой оптимизм внушает оживление самих русских, которые поняли, что надеется больше не на кого.
Третья составляющая ситуации это желание министра образования отвлечь от проблем его партии, а заодно показать себя главным эстонским патриотом. Еще не сказано последнее слово и о его участии в выборах нового лидера партии.
Самая большая загадка для автора это кому помешали бы несколько гимназий с более длинным периодом перехода, особенно в районах, где русских больше, чем эстонцев. Вся эта политическая суета призвана скрыть очередной провал государства и его вопиющую неэффективность. Закон о переходе не является проблемой сам по себе. Главная проблема в неподготовленности системы образования к его реализации. Это проблема всех жителей страны независимо от национальности и политических предпочтений.
Короткие комментарии о разных событиях
Трагедия в супермаркете Рими в Хааберсти (автор его сам посещает пару раз в неделю), которая стоила жизни охраннику, возвращает нас к теме адекватности нашей судебной системы и системы исполнения наказаний. Либеральность наказаний даже для рецидивистов и отсутствие системы контроля и адаптации выходящих на свободу породила ситуацию, когда вор-рецидивист превратился в уголовника при попустительстве системы.
Но наше государство очень мало заботится и о законопослушных гражданах. Ожидать заботы о нарушителях закона было бы верхом наивности.
Арест сотрудника КаПо официальные лица пытаются представить, как способность к самоочищению, но это хорошая мина при плохой игре. К этой структуре было много вопросов в течение года: непрофессионализм при задержании в доме торговца оружием (он стоил жизни их сотрудникам), постоянно развалившиеся в суде обвинения взяточников, странная активность в Ида-Вирумаа с политическим душком, охрана Министерства обороны. И если там есть еще внутренние проблемы с законностью и чистотой рядов, то ситуация получится совсем грустная, и впору говорить о кризисе всей правоохранительной системы.
Эпилог
Кризисы приходят и уходят. Политики могут делать свои большие и маленькие глупости, а государство – в большей или меньшей степени игнорировать интересы своих граждан. Но наша жизнь гораздо сильнее зависит от того, как мы относимся к окружающим, и они относятся к нам. Здесь все зависит от нас самих, и каждый из нас может многое изменить. Мы часто не можем помешать свершиться злу и несправедливости. Но не совершать его самим мы в состоянии. Творить добро или нет - это уже наш личный выбор. Мы можем и должны чувствовать к этому внутреннюю потребность.
Попробуем жить по заветам того, кто родился в эти дни 2011 лет назад.