На вопрос о том, считает ли он борьбу Каталонии на независимость «заговором Кремля», каталонский писатель Франсеск Серес ответил иронично: «Что, уже несколько веков? Я читал о российском мессианизме, они действительно верят, что весь мир вращается вокруг Москвы. Удивительно, что и некоторые в Мадриде в это верят. Но у меня несколько иная картина мироздания…»
Вообще, многие вероятно забыли, что практически все страны нынешнего ЕС в свое время были созданы «сепаратистами». Но видимо, сегодня принято считать, что европейская история уже закончилась…
Некоторые украинские публицисты сопоставляют Каталонию с Крымом или ДНР, что естественно вызывает у них негативное отношение. Однако это весьма некорректная параллель – ни о какой имперской аннексии или военной агрессии другой страны в каталонском случае говорить невозможно. Сюжет о «присоединении Каталонии к России» не придумали даже радикальные фантасты. Гораздо интереснее другая аналогия – Каталония по числу населения и экономике занимает в Испании примерно то же место (около 20%), что Украина в составе Российской империи и СССР. Но такую параллель украинские аналитики почему-то не развивают…
Кто же на самом деле разрушает Евросоюз? Парадокс состоит в том, что те, кого принято называть «сепаратистами» (каталонцы, шотландцы), в действительности выступают за единство ЕС. А в крупных странах (бывших империях), напротив, нарастают евроскептические настроения. Пример Брекзита у всех перед глазами. Лидер французского Национального фронта Марин Ле Пен также любит заявлять о Фрекзите. В любом случае, это тема для серьезного политического анализа – но упрощенная и эмоциональная конспирология здесь вряд ли поможет.
Примечательно, что и в Эстонии пытаются разобраться в этом сложном вопросе. Газета Eesti Päevaleht (которую трудно назвать «пророссийской») недавно опубликовала статью министра иностранных дел Каталонии Альфреда Боша «Европа, теперь всё зависит от тебя!»
А что касается России, то здесь вспоминается остроумная и может быть пророческая фраза Михаила Горбачева, сказанная еще два года назад, когда каталонцы попытались провести референдум о независимости. «У нас много своих каталоний», – ответил бывший президент СССР.