- Верно ли, что искусствоведение привлекает людей более спокойного темперамента? Из-за чего могут поскандалить искусствоведы?
- О правоте атрибуции или допустимости какого-нибудь явления в искусстве мы ведем очень жаркие споры. Потом, конечно, мы с иронией себя воспринимаем, понимаем, что это буря в стакане воды, но люди действительно работают со страстью. Эту работу невозможно делать с 9 до 17, а потом забыть. Можно работать во сне, в ванной, гуляя по парку с собакой, во время плавания. Как любая интеллектуальная деятельность, это не работа, а образ жизни.
Зарубежный детектив
- Часто ли возникает возможность съездить за границу, чтобы обменяться опытом или наладить новое сотрудничество?
- К счастью, этот тот бонус, который держит и мотивирует кураторов и работников музея, поскольку в наши обязанности входят и переговоры. Мы ездили недавно в Турин, ездили в Эрмитаж выбирать экспонаты для выставки. Есть возможность делать это не на музейные средства, а использовать фонды и стипендии. Коллега недавно училась в Риме и Неаполе, посещала там частные виллы, изучала частные и государственные коллекции. Сама я посещала такого рода курсы в Лондоне и Чехии. Это очень международный вид деятельности, чтобы быть в ней профессионалом, необходимо много ездить.
- Насколько плодотворно продвигается сотрудничество с Эрмитажем?
- С начала 90-х тесные контакты с Эрмитажем были прерваны. До 2015 года в Таллинн не привозилось оттуда ничего. Возможно, потому что мы сами не спрашивали, предполагая, что наверняка не дадут, так как нам это не под силу. Но все-таки там другое отношение к нашему музею, поскольку часть их сотрудников бывали здесь еще в советское время, возили сюда выставки, знают наших старших коллег. Контакты есть, и мы для них не просто один из мировых музеев, микроскопический по своим размерам, а своего рода родственник. В 2015 году мы привозили из Эрмитажа работы художников Кюгельгенов, делали совместную выставку с нашими немецкими и российскими коллегами. А осенью 2020 года у нас будет выставка под кодовым названием «Всегда рядом: кошки и собаки в искусстве с XVI по XIX век». 17 экспонатов для нее предоставляет Эрмитаж.