/nginx/o/2019/11/01/12705875t1hb1f2.jpg)
Как в Эстонии, так и в других странах, газеты все чаще пишут о том, что наступает новый экономический спад. Институт конъюнктуры недавно опубликовал результаты большого опроса, которые говорят о пессимистичном взгляде на будущее экономики Эстонии.
Как в Эстонии, так и в других странах, газеты все чаще пишут о том, что наступает новый экономический спад. Институт конъюнктуры недавно опубликовал результаты большого опроса, которые говорят о пессимистичном взгляде на будущее экономики Эстонии.
Действительно ли к нам приближается новый спад? Каковы могут быть признаки опасности? Как подготовиться? Об этом Arter рассказал стратег банка SEB по частному банкингу Пеэтер Коппель.
- Если мы говорим о глобальном экономическом спаде, то сейчас еще рано говорить, что будет дальше. Все крупные игроки мотивированы на то, чтобы нынешний рост продолжался.
- Не равномерно. Китай мотивирован стремлением к дальнейшему экономическому росту, потому что, давайте посмотрим правде в глаза, улучшение уровня жизни легитимизирует политическую систему Китая.
Там до сих пор 400 миллионов человек живут в хижинах с земляным полом. В какой-то момент эти 400 миллионов больше не захотят жить на земле. Китаю нужен экономический рост.
Если посмотреть на Европу, то Европа в своем роде находится в самом худшем положении. Здесь машина по созданию богатств основательно сломалась.
В Соединенных Штатах машина по созданию богатства, возможно, находится в немного лучшем состоянии. Уровень безработицы - самый низкий за последние 50 лет, экономический рост ожидается на уровне нескольких процентов, процентные ставки снижаются ...
- Или, по крайней мере, не дать экономике остыть. Добавим здесь, что в китайско-американской торговой войне обе стороны заинтересованы в том, чтобы достичь предварительного соглашения. Китайцам нужно где-то продавать все то добро, которое они производят. В то же время у китайцев полно государственных облигаций США, они хотят, чтобы у США все было более или менее хорошо. Поэтому не факт, что в течение года-полутора глобальный спад вообще настанет.
- В 2008 году вопрос был в банкротстве банка Lehman Brothers. Система утратила доверие. Что происходит, когда кто-то отправляет грузовое судно из Гонконга в Сан-Франциско, и за этим товаром приходят с банковским гарантийным письмом, но товар не выдается, потому что неизвестно, будет ли банк стоять завтра? Была системная проблема, которая была намного более обширной, чем кто-либо мог предвидеть.
Удар пришел из мест, которые были в основном неизвестны в Эстонии. Lehman Brothers, компании по недвижимости Fannie Mae и Freddie Mac.
Но, в конечном итоге, в селе Пеэтри сидел несчастный человек, который купил два рядных дома, чтобы один из них продать с прибылью, а другой - обставить за счет прибыли с первого. Там не было ни воды, ни электричества, его жене и детям приходилось там жить.
- Тут есть небольшая проблема. В развитии моей личности важную роль сыграла фосфоритная война. Я - зеленый.
Что произошло в мире после кризиса 2008 года? Уровень жизни переживает застой, местами он снизился. Что это принесло? К власти пришли персонажи, которые в ином случае никогда бы ее не получили.
- Именно. Сейчас, когда всерьез внедряется такая политика, которая призывает меньше потреблять и отказаться от полетов, нереально, чтобы массы были довольны этим. Если бы было хорошее время, было бы намного проще добиться того, чтобы некоторые вредные для окружающей среды вещи постепенно стали более дорогими, а потребление - более экологически чистым.
В настоящее время уровень жизни стоит на одном месте или падает, и если мы начнем его ухудшать, политическая картина станет еще более нестабильной. Даже если большинство людей осознают, что эта деятельность необходима для спасения планеты, политическая элита, которая начнет приводить ее в действие, будет просто заменена.
- Мне нравится упрощать. Недвижимость состоит из двух вещей: оптимизма людей в отношении будущего и доступности денег. И то и другое со времени последнего кризиса явно имеется в наличии.
Оптимизм в отношении будущего есть: рост реальной заработной платы в Эстонии был одним из самых высоких в мире. Это означает, что доступность недвижимости существенно из-за роста реальной заработной платы не ухудшилась. Если рост реальной заработной платы замедлится, это будет иметь смысл, даже если спада не будет и у наших партнеров по экспорту дела пойдут немного хуже, а безработица вырастет с нынешнего крайне низкого уровня.
И деньги все же доступны.
- Такого не будет, но я бы не осмелился исключать импровизаций центробанков, когда деньги направляются непосредственно на потребление. Я не говорю, что это произойдет!
- Я не говорю, что это случится, но теоретически такая возможность есть.
- Остывает. Но с какого уровня происходит это остывание. Безработица невероятно мала.
- Давление на заработную плату явно высокое. Если с этого уровня чуть спуститься, то нет ничего трагического. На индивидуальном уровне, да, но не в целом.
- Экономические циклы описывались еще в Библии. История Йосифа - семь хороших лет, семь плохих лет. Что тогда делали? Макроаналитик Иосиф сказал, что нужно делать запасы, чтобы использовать их в плохие годы. Ничего лучше или фантастичнее не выдумали.
Согласен. Я бы не назвал это деньгами на то, чтобы послать начальство. Это нечто другое, когда у тебя на счету зарплата за два года. Экономия может составить и три месяца. Но я понимаю, что это очень сложно.