Кто не хотел бы заглянуть в будущее? Поскольку предвидеть не может никто, вместо этого мы жадно глотаем суррогаты: что предскажет оракул, что скажет гороскоп… Ключевая фигура в мире эстонского кино Тийна Локк знает намного лучшую возможность вскрыть логику жизни. «Узоры в жизни на редкость повторяемы. Когда стоишь в начале пути, есть варианты, куда он может привести. Я сама была слишком любопытна, искала приключений и много обжигалась. Но, если бежишь к пропасти с закрытыми глазами, не стоит удивляться, если ты действительно туда падаешь».
Ноябрь может быть темным, грязным и унылым месяцем, но для любителей кино это самое ожидаемое время года. Причиной тому PÖFF. Среди директоров кинофестивалей женщин во всем мире очень мало. На самом деле, одна – Тийна Локк (64). И эта энергичная и яркая женщина, закаленная в мужском мире кино, осмеливается высказываться на темы, не говорить о которых было бы преступлением.
- Кино – это безжалостное увеличительное стекло, показывающее скрытые проблемы общества. Что нас беспокоит сегодня?
- Очень опасно указывать, какова тема этого года, периоды и проблемы длятся дольше. Да, в некоторые годы вырисовывались четкие темы: конфликты между поколениями, мир LGBT, трагедия стариков, кризис среднего возраста. Сейчас важная тема – климатические проблемы, но в художественных фильмах мне этого попадалось очень мало, только в документалистике.
В этом году у нас в фокусе Искрящаяся Аравия, помогающая понять, что представляет собой исламский мир. Причем это очень сильные, хорошо снятые фильмы на острые и больные темы, которые спокойно можно перенести в наш мир. Как люди мы не отличаемся.
Есть много предубеждений, которые на самом деле не работают. Образ, который раскрывает арабскую женщину сегодня, - подхваченный ветром край бурки, под которым прячется современно одетая прекрасная женщина с фантастическим макияжем.
Сейчас на повестке дня миграционные темы, права женщин и женские кризисы. Отчуждение в различных формах. Может быть, и я отдалилась от остального мира? Я так много в жизни обжигалась, что, может быть, мир кино – это моя игра в бисер.