В Кадриорге в Доме-музее Петра I открылась выставка «Лица эпохи», приуроченная к 55-летию известного журналиста Павла Макарова. Экспозиция посвящена выдающимся людям ХХ века, в образах которых наиболее ярко отразилось время.
Павел Макаров: я стопроцентный оптимист
Сотни редчайших кино- и фотодокументов из архива Павла Макарова позволят посетителям выставки взглянуть на жизнь глазами известных актеров и режиссеров, политиков и спортсменов, писателей и художников, которые были проинтервьюированы Павлом Макаровым.
Павел, расскажите о вашей выставке подробнее?
Выставка станет своеобразным итогом прожитых лет: я всегда хотел заниматься историей театра, музыки, кино, собирал материалы, интересовался, читал.
Мои родители были заядлыми театралами, их круг друзей состоял из творческих людей, которые бывали в нашем доме — со многими из них я позже делал интервью, некоторые стали моими товарищами, некоторые — друзьями, все это сподвигло меня на какие-то передачи, потом — на книги, а теперь — и на выставку.
Многие спрашивали: «Ну куда ты все это собираешь?! Такие талмуды, 2,5 миллиона фотографий, кому это надо?» Это надо, прежде всего, мне, потому что я пользуюсь этим в своих телепередачах, проектах и книгах и, дожив до 55 лет, получил предложение организовать выставку.
Я начал собирать архив, когда был совсем юным, его основная часть сформировалась годам к тридцати, потом коллекция пополнялась за счет моих героев, которые давали мне материалы о себе, потому что все равно что-то пропадет: как правило, следующему поколению это не надо.
А хорошие слова надо говорить о человеке при его жизни, а не на поминках.
Я так и живу свою жизнь. Все, кто меня неплохо знает, понимают, что это только мой характер, ничего больше, хотя характер — это судьба. Одна из моих книг так и называлась. Значит, это характер позволил мне сделать то, что я имею.
А в судьбу вы верите?
Честно говоря, уже не очень. Был период, когда меня это действительно занимало, я даже провел самый сложный период Советского Союза — с 1989 по 1992 годы — на Востоке, изучал нумерологию, астрологию. Мне казалось, что это очень интересно. До этого интересовался религией. Но я пришел к выводу, что если этим серьезно заниматься, надо все остальное бросить.
Вы оптимист?
Я стопроцентный оптимист. Пусть будут ошибки, пусть мы наступаем на грабли, но надо уметь прислушиваться и делать выводы. Если человека правильно воспитали, дали ему в руки удочку, он будет знать, где рыба. А если ему сразу дали рыбу, он и будет все время хотеть эту рыбу, понятия не имея, где и чем ее ловить.
Вернемся к выставке. Кто на ней представлен? Чьи фотографии, письма?
Это уникальные фотографии абсолютно всех моих персон, с которыми я работал — более тысячи персоналий. Практически со всеми я был мимолетно знаком, хорошо знаком, «качественно» знаком, с некоторыми я просто делал телепередачи — более 500 передач. Там будут уникальные письма.
Будет картина моего друга Никаса Сафронова. Какие-то вещи будут из частных коллекций — моей и моих друзей. Будут представлены работы Тауно Кангро, который всегда безвозмездно сопровождал фестиваль «Плеяда персон» своими призами.
Будут какие-то совершенно безумные фотографии, записки, рисунки 107-летнего Бориса Ефимова. Он умер в позапрошлом году. Это уникальный персонаж XX — начала ХХI века: карикатурист, писатель.
Он был знаком со всем ХХ веком. Ефимов иллюстрировал мои книги, рисовал шаржи — и на себя, и на моих героев. С ним у меня было знакомство, не дружба, не буду врать — хорошее плотное знакомство, рабочее, творческое.
Будут какие-то уникальные фотографии Вишневской, Плисецкой — моих первых персон. Будет Маша Аронова — с совершенно потрясающей фотосессией из фильма «Артистка»: Вячеслав Говорухин снимал картину, и мне удалось поприсутствовать на съемках.
Ваша выставка посвящена только деятелям ХХ века?
XXI век тоже охвачен — прямо до 2011 года. Например, посол Чехии в Эстонии Александр Лангер — уникальный персонаж, я счастлив, что удалось с ним познакомиться, мы уже полтора года плотно общаемся. Это один из умнейших представителей политической элиты, с которыми я беседовал, а я, поверьте, беседовал со многими — начиная от Жириновского и Горбачева.
Если сразу перейти к Жириновскому, то это образованнейший человек, но невоспитанный. Если давать какие-то сжатые характеристики, то образованность и желчность, злость — вещи, казалось бы, несопоставимые. Тут можно вспомнить Пушкина: «Гений и злодейство — вещи несовместные». Они совместные, еще как.
Говорят, первое впечатление ошибочное, я же считаю, что оно очень правильное. У нас у всех хорошая интуиция, просто мы ею не пользуемся. Есть выбор: идти направо или налево. Мы идем налево, и там нам дают по голове, а потом вспоминаем: тянуло-то направо, не надо было идти налево, но мы подключили разум, и забыли про интуицию. В интуицию я верю.
Чем вам запомнился уходящий год и какие надежды вы связываете с наступающим годом?
Слава Богу, все здоровы. Была потеря в начале года, очень больная для меня — можно сказать, моя вторая мама ушла из жизни. Она умерла в начале года, поэтому дальнейшее существование было омрачено. Больше всего нас печалит потеря близких.
Что касается надежд и планов, то надеюсь, что еще многое успею сделать, при всем моем умении спать по два-три часа. Еще надеюсь на то, что будущий год принесет мне много-много интересных встреч.
25 декабря вам исполнилось 55 лет. Вы обычно отмечаете свой день рождения?
Всегда, с детства. Родители приучали, что это праздник и для моих друзей-знакомых, им хочется пообщаться с тобой. У меня есть друзья, с которыми я дружу с пяти-шести лет. В моем близком кругу примерно 50-60 человек.
И этот круг неизменен — я не знаю, хорошо это или плохо, но мне хорошо. Есть приобретенные люди, друзья, появившиеся в последние 10-15 лет, но их единицы. Мне говорят: среди твоих знакомых нет рабочих.
По отношению к рабочим, коим я тоже являлся, у меня никакого отторжения нет, просто их нет в моем кругу — в силу того, что нет точек пересечения. Маршруты разные.
Но вообще мои друзья-приятели — из абсолютно разных сфер, творческих людей очень мало. В основном, это ученые, врачи, бизнесмены. Есть и художники, есть несколько близких друзей-актеров, писателей.
Что мне нравится — что они все между собой общаются. Человек, приходящий в нашу компанию, автоматически рассматривается как потенциальный друг, знакомый. Мне хотелось выстроить свою жизнь именно так. Я выстраивал ее по каким-то законам, сформулированным в моей семье. Я знал, что я так хочу прожить свою жизнь.
Если бы вам довелось начать сначала, изменили бы что-нибудь?
Я бы просто больше учился и работал. Если у Бога просят удачи, счастья, денег, работы, новую жену, детей, то я бы попросил только ума. Только ума.
У вас есть ощущение, что вы добились всего, чего хотели достичь к 55 годам?
Нет, конечно же. Я немного иначе себе представлял многие аспекты своей жизни, но я, конечно, не виню кого-то там еще, кто над нами. Я принимаю с удовольствием то, что есть на сегодня. В то, что могло бы быть качественно лучше, я тоже хотел бы верить. Потому что если скажешь, что все хорошо, чем же тогда заниматься дальше?
Павел Макаров
• Родился 25 декабря 1956 года в Таллинне
• Образование: Таллиннская 25-я средняя школа (1973); профтехучилище, слесарь (1976); Студия сценического искусства и режиссуры Русского драмтеатра (1978); ВГИК (1987)
• Карьера: 1978-80 — Punane RET, слесарь; 1980-84 — «Таллиннфильм», помощник оператора; 1985-88 — Госкино, редактор; с 1988 — свободный журналист
• Автор, режиссер и ведущий серии телепередач «Персона», автор более десятка книг на русском и эстонском языках, организатор и директор фестиваля «Плеяда персон»
• Член Театрального союза Эстонии, Московского союза писателей