Советник министра сельской жизни Марта Ярвика (EKRE) Урмас Арумяэ должен был уйти в отставку, когда возник вопрос о нарушении закона об ограничениях по сделках. Однако эстонская программа «Pealtnägija» обнаружила, что тот же вопрос задали Марту Ярвику, когда он был старейшиной волости Ярваканди.
Как министр и член EKRE был под подозрением полиции, но вышел сухим из воды
Полиция провела расследование, как волость Ярваканди продала связанной с Ярвиком фирме землю на выгодных условиях. Расследование прекратили без назначения наказания прямо накануне его назначения министром.
Внимание полиции привлек один эпизод. На одном из последних заседаний волостного правления, как раз перед объединением волостей 20 сентября 2017 года (Административно-территориальная реформа в Эстонии) было принято в том числе решение продать принадлежащий волости участок земли по адресу Саэвески, 5, фирме Tulihein. Участок был небольшой, но по меркам Ярваканди находился в очень хорошем месте – в двух шагах от здания волостного правления.
Дело о купле-продаже привлекло к себе внимание, потому что находящийся в самом центре поселка грунт размером 3100 квадратных метров был продан согласно принято решению, а не через аукцион.
Дело стало подозрительным, поскольку фирма Tulihein была связана со старейшиной Ярвиком. Фирма принадлежала его сыну Майту Ярвику, и сам Март являлся членом правления. Сложилось впечатление, что речь идет о нарушении Антикоррупционного закона и конфликте интересов.
По иронии судьбы именно эта претензия была недавно предъявлена советнику министра — Урмасу Арумяэ. Но если в отношении Арумяэ возбуждено уголовное дело, то в отношении Ярвика полиция в ноябре 2018 года открыла дело о проступке, которое закрыли в апреле этого года. Причиной стало то, что сумма сделки была маленькой — всего 2387 евро. Справедливая ли цена для этого участка земли, уже сказать нельзя, потому что после объединения волостей невозможно найти ни одного документа или пояснительной записки касательно этой сделки.
Действующие в Ярвакандья предприятия, пожелавшие остаться анонимными, сообщили программе «Pealtnägija», что, если бы они знали о продаже земли, то точно были бы заинтересованы в покупке, особенно по такой низкой цене.