Cообщи

В бывших ресторанах проходят богослужения и шьют одежду

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
В расположенный на первом этаже "Трилобит" многочисленные желающие попасть в него проникали даже через окна.
В расположенный на первом этаже "Трилобит" многочисленные желающие попасть в него проникали даже через окна. Фото: Пеэтер Лиллевяли / Põhjarannik

Люди старшего поколения, проходя мимо этих зданий в Кохтла-Ярве, наверняка, вспоминают, как раньше здесь кипела жизнь, как они отдыхали, танцевали под живую музыку. По вечерам, особенно в пятницу и субботу,  яблоку было некуда упасть, у входных дверей толпились желающие попасть в зал, где не было свободных мест, пишет "Северное побережье".

На первом этаже жилого дома на улице Тууслари, 10 в центре Ярвеской части города лет сорок работал ресторан "Трилобит". Это название заведения объяснялось просто. Кохтла-Ярве - центр сланцеперерабатывающей промышленности в Эстонии, а символом горючих сланцев являются морские членистоногие, трилобиты. Их окаменелости можно найти в сланце. Неслучайно на одну из стен заведения в свое время поместили большое панно с изображением трилобита.

Изготовленное много десятилетий назад специально для ресторана "Трилобит" мозаичное панно прекрасно сохранилось, но сегодня им никто не интересуется.
Изготовленное много десятилетий назад специально для ресторана "Трилобит" мозаичное панно прекрасно сохранилось, но сегодня им никто не интересуется. Фото: Архив Владлена Лившица

Когда началась распродажа всего и вся, город продал и это заведение. Его новая хозяйка Тийу Кальюранд еще несколько лет держала "Трилобит", хотя в наступивших временах это было трудно. Народу приходило мало, требования возрастали.

Например, к 1 января 2003 года все предприятия общественного питания и магазины продовольственных товаров должны были иметь, согласно Закону о пищевой продукции, аттестационное свидетельство. К концу 2002 года аттестацию в Кохтла-Ярве прошло менее трети таких предприятий, а в целом по уезду - и того меньше.

"А толку из всего этого..."

- говорила в ноябре 2002 года "Северному побережью" хозяйка "Трилобита" Тийу Кальюранд, которой пришлось затратить, готовясь к аттестации, только на установку новой системы вентиляции порядка 150 тысяч крон. "Столько нужно вложить денег, а уверенности, что это окупится, нет. За день приходит 15 посетителей. Раньше только туристов по шесть-семь групп ежедневно кормили, а теперь некому ходить в ресторан. У людей нет денег. Не будет людей - и кому все это нужно? Только одно содержание ресторана обходится очень дорого. Ежемесячно надо заплатить за электроэнергию больше двух тысяч, за отопление зимой - около четырех тысяч, за воду - около двух тысяч, да еще и квартирному товариществу в доме за аренду помещений".

В конце концов в 2014 году Тийу продала помещение. Как в то время сообщалось в СМИ, потенциальные покупатели, а это были россияне, не желали, чтобы в приобретаемом помещении находилось мозаичное панно, которое стоит недешево. Ее автором была известный эстонский художник из Таллинна Валли Лембер-Богаткина. Мозаика прекрасно сохранилась, хотя изготовлена много десятилетий тому назад.

Мозаичное панно никому не нужно

Были обращения с просьбой помочь сохранить панно к руководству концерна VKG. И предприятие даже рассматривало такую возможность, ценовые предложения, но покупка не состоялась. "Не купили, потому что в то время грянул кризис", - поясняет сегодня причину этого руководитель по связям с общественностью VKG Ирина Боенко.

Новый владелец какое-то время пытался сохранить заведение, но у него ничего из этого не получилось. Он предпочел сдать помещения в аренду. Около четырех лет назад арендатором стала церковь "Слово божье". С тех пор здесь проходят богослужения, работает воскресная школа.

"А мозаичное панно с изображением трилобита - на месте, сохранилось во всей своей красе, но мы его закрыли занавеской, - говорит пастор церкви Антон Карханин. - Считаем, что это историческая, культурная ценность и ее надо сохранить. А к нам в воскресную школу приходят дети, они любопытные, и чтобы не трогали камушки руками, а то, чего хуже, не оторвали бы их с панно, мы его закрыли".

АНТОН КАРХАНИН:

А мозаичное панно с изображением трилобита - на месте, сохранилось во всей своей красе, но мы его закрыли занавеской.

Пастор отмечает, что в бывшем ресторане сохранили кухню, в которой готовят для детей и подростков, и барную стойку, где после богослужения прихожане могут выпить чай или кофе.

"Среди прихожан есть люди, которые когда-то приходили в этот ресторан, - говорит Антон. - Один мужчина вспоминал, как он пробрался туда через окно, иначе было не попасть".

Продали за 863 тысячи крон

Ресторан "Норд" на Пыхья-аллеэ, 2 был самым новым по сравнению с "Трилобитом" и существовавшим долгие годы рестораном "Турист", от которого на сегодня не осталось и следа: он пустовал, потом сгорел, а на его месте построили магазин Maxima.

Здание "Норда", построенное в 80-е годы 20-го века, внешне практически не изменилось. А вот внутри него уже давно звучит не живая музыка, а стрекот швейных машин.

Во время его приватизации оно на несколько лет стало объектом судебных споров и стояло без использования. В июле 2000 года было продано на аукционе с предварительными переговорами за 863 тысячи крон.

Единственным претендентом на здание было АО Triest-Uniform, занимавшееся на тот момент пошивом рабочей одежды в Ахтме. С тех пор предприятие выпускает ее и в Ярвеской части, продукция идет в основном на зарубежный рынок.

В "Скорпионе" не часто, но накрывают столы

Есть в Кохтла-Ярве еще одно бывшее в свое время популярным заведение - кафе "Скорпион", которое находится на улице Койдула, 8. Оно тоже закрылось для широкой публики, но все-таки живо.

Популярное раньше кафе "Скорпион" четвертый год работает только по заказам.
Популярное раньше кафе "Скорпион" четвертый год работает только по заказам. Фото: Пеэтер Лиллевяли / Põhjarannik

"Четвертый год работаем только по заказам, накрываем банкетные, поминальные столы, реже - свадебные, - говорит хозяйка кафе Наталья Иванова. - Работать в открытом режиме, когда приходят три-четыре человека в день, а при этом надо содержать большое помещение, нет смысла".

Наталья рассказывает, что в советское время кафе называлось "Хелена", в 1994 году его купили ее родители. Когда-то здешние повара славились своей кухней. Теперь хозяйка сама готовит заказанные гостями блюда. Помогают ей обслуживать гостей и убирать помещения еще две женщины.

"Так и стараемся выжить, иногда заказы есть на каждые выходные, иногда реже, - рассказывает Наталья. - У нас чаще всего заказывают юбилейные столы люди старшего поколения, многие из которых приходили сюда в молодые годы и в зрелом возрасте. Есть постоянные клиенты, например, одна женщина уже много лет отмечает свои дни рождения в "Скорпионе", недавно отметила у нас 85-летие".

Наверх