Премьер-министр бросил чиновников под огнем критики

Copy
Юри Ратас.
Юри Ратас. Фото: Chris J Ratcliffe/PA Wire/PA Images

Деятельность министра финансов Мартина Хельме по представлению интересов не входящих в сферу его ответственности предпринимателей, занимающихся ветряной энергетикой Сынаялгов, и оказанию влияния на чиновников разделила министров на два лагеря. Премьер-министр Ратас сказал, что не видит причин для осуждения деятельности Хельме и предоставил чиновникам возможность защищаться от давления самостоятельно, пишет Postimees.

Вчера Postimees рассказал о том, что Олег и Андрес Сынаялги в споре с государством о парке ветряков в Айду нашли себе союзника в лице министра финансов Мартина Хельме. Хельме и его политический советник Кристель Меннинг хотели, чтобы не подчиняющиеся им учреждения прекратили производства в отношении Сынаялгов и выплатили предпринимателям компенсацию в размере до 64 миллионов евро.

Руководящий тандем EKRE, министры Мартин и Март Хельме, рано утром, после прочтения публикации в Postimees, устроили скоординированный медиафейерверк.

Иное понимание

В то время как часть правительства находилась на встрече НАТО в Лондоне, Хельме сообщили общественности, что их понимание правового государства значительно отличается от того, которое практиковалось в большую часть времени правления Партии реформ и которого чиновники до сих пор упорно придерживаются.

Мартин Хельме ошибки в своих поступках не усмотрел, но осудил поведение руководителя Департамента защиты прав потребителей и технического надзора Каура Каяка, который сообщил о попытке вмешательства Хельме в дела прокуратуры. Речь идет об уже втором за короткий срок случае, когда чиновники информируют правоохранительные органы о деятельности министра: то же случилось и с министром сельской жизни от EKRE Мартом Ярвиком, который пытался оказать давление на руководителя PRIA Яана Калласа.

По словам Мартина Хельме, проблемы возникают из-за жалоб чиновников: «Самая жуткая часть этой истории заключается в том, что у нас есть чиновники, которым не нравится, что им что-то говорится, после чего они жалуются в прокуратуру и прокуратура начинает расследование», - сказал министр финансов в студии Postimees, хотя в данном случае прокуратура расследования не начала.

В то же время с таким же заявлением на инфочасе Рийгикогу выступил министр внутренних дел Март Хельме. «Наше понимание правового государства расходится по простой причине. У нас есть одна сторона политической элиты, которая, скажем так, имеет представление, что правовое государство - это когда они могут делать то, что они хотят, а другие не могут делать то, что им предписывают законы, и если они начинают это делать, на них начинаются нападки», - указал Хельме пальцем на Партию реформ и СМИ.

По словам Хельме, власть нужно вернуть политикам и сократить власть чиновников. На то, что министр финансов вмешался в сферу ответственности другого министра, Хельме сказал: «Это не правовое государство, это самоуправное государство, это государство, охотящееся на ведьм, это государство идеологической диктатуры, это бунт чиновников против избранных политиков».  Министр внутренних дел посоветовал чиновникам прекратить практику, при которой о вмешательстве в их работу сообщают в СМИ, госканцелярию или прокуратуру. «В любом случае они не должны бежать, размахивая бумажками в СМИ, с докладами к госсекретарю или просить, чтобы возбудили какое-нибудь уголовное дело», - сказал замещавший премьер-министра министр внутренних дел Март Хельме.

Не одобряют силовых методов

Диаметрально противоположного мнения придерживается министр юстиции Райво Аэг («Отечество»). По его словам, не в традициях правительства Эстонии, чтобы министр отдавал распоряжения учреждению, находящемуся в сфере ответственности другого министра. «Всегда можно пригласить кого-то на встречу и обсудить какой-то вопрос, но, конечно, нельзя давать указания руководителю учреждения, находящегося в сфере управления другого министра. Это неуместно и незаконно, - сказал Аэг. – Когда я свое время работал в государственном департаменте, я тоже ходил на разговоры с другими министрами, но никогда не получал от них указаний. Их я все же получал от своего министра».

По оценке Аэга, ситуацию облегчает то, что сейчас незаметно, чтобы Департамент защиты прав потребителей и технического надзора каким-то образом сдался под давлением Хельме в производстве по делу парка ветряков Сынаялгов. Руководитель спецкомиссии по борьбе с коррупцией Катри Райк (СДПЭ) также сказала, что деятельность Хельме расходится с имеющимися в законах границами: «Будучи министром или чиновником неуместно выходить за пределы этих границ».

«К сожалению, мы наблюдаем в деятельности министров одной партии и их советников некий рисунок поведения, при котором считается возможным превышать свои полномочия. На плаху положена голова одного конкретного чиновника. Правда, в защиту вице-канцлера Ойдсалу выступил его собственный министр. Риторика деятельности во всех событиях одна: захватим теневое государство и чиновников силой».

Профессор Тартуского университета, долгое время занимавшийся сферой государственного права, Юри Саар сказал, что, как и в случае прежних проблем с министрами от EKRE, в этой истории можно видеть совпадение некомпетентности и больших амбиций. «Если смотреть на картину шире, можно увидеть, что EKRE солирует в политике Эстонии, а два их партнера по правящей коалиции должны, образно говоря, заниматься тем, чтобы убирать за этой партией».

Находящийся в Лондоне на встрече НАТО в верхах премьер-министр Юри Ратас ситуации так и не понял. Вместо разговора о возможном выходе за границы сферы ответственности он быстро заговорил о климатических целях. В защиту чиновников вчера от премьер-министра ни одного слова не прозвучало.

«Я в этом смысле министра финансов, конечно, никак осуждать не буду, если он попытается найти решение в очень сложной ситуации, - сказал Ратас. - Я ни разу не почувствовал, чтобы министр финансов Мартин Хельме как-то продавливал какие-то пожелания в пользу одного, второго, или третьего предпринимателя».

Совета по этике чиновников больше нет

Вчера Postimees хотел попросить дать оценку работе по оказанию влияния министра финансов Мартина Хельме и ситуации с чиновниками в целом у подчиняющегося Министерству финансов совета по этике чиновников, но выяснилось, что из-за того, что мандат не был продлен, совет не работает уже полгода.

Руководивший с 2013 года этим советом Хейки Сибуль сказал Postimees, что мандат совета закончился в июне: «Новый (совет) до сих пор создан не был». По сути, это означает то, что совета больше нет.

Причины Сибулю неизвестны: «Я не могу ответить. Это нужно спросить у соответствующих министров, почему они не подняли данный вопрос в правительстве». Формально совет находится в сфере ответственности регионального министра Яака Ааба. Целью совета являлось усиление основных ценностей и чиновничьей этики, о прекращении этой работы чиновникам не сообщили.

На сайт Министерства финансов о прекращении работы совета никаких отметок нет.

Комментарии
Copy
Наверх