Через неделю после победы партии Бориса Джонсона на парламентских выборах глава правительства Шотландии Никола Стёрджен официально запросила Лондон о разрешении на проведение второго референдума о независимости. Первый, прошедший в 2014 году, шотландские сепаратисты проиграли, и казалось, что вопрос надолго закрыт - но затем случился Брекзит.
Отделится ли Шотландия? Эдинбург требует от Лондона разрешения на референдум
В четверг правительство шотландской автономии обнародовало свою официальную позицию в виде пространного документа, в котором говорится, что решение Британии выйти из ЕС и результаты последних голосований в Шотландии дают ему законное право требовать нового референдума.
"Большинство жителей Шотландии ясно заявило, что хочет иного будущего, чем то, которого хочет большинство в остальной Британии. Мы должны получить право на то, чтобы рассмотреть альтернативу в виде независимости", - сказала лидер Шотландской национальной партии Стёрджен ранее в парламенте шотландской автономии.
В четверг она объявила, что отправляет премьеру Борису Джонсону официальную позицию ее правительства вместе с предложением провести референдум уже во второй половине 2020 года.
Стёрджен добавила, что Лондон почти наверняка ответит отказом. "Но пусть не питают иллюзий: на этом дело не закончится!" - заявила она.
В связи с этим требованием у людей, не слишком пристально следящих за британской политикой, возникает несколько вопросов:
- Будет ли второй референдум?
- Если будет, то чем он может закончиться?
- Если Лондон не разрешит, то не начнется ли такой же конфликт, как, например, между Мадридом и Барселоной?
- Почему шотландцы вообще хотят отделиться?
Ответы, если вкратце, таковы:
Почему Эдинбург снова требует референдума?
Для Шотландской национальной партии независимость от южных соседей - главная программная цель.
Новый импульс требованиям о референдуме дали результаты досрочных выборов Палаты общин. Кандидаты от ШНП победили в 48 из 59 шотландских округов, и Никола Стёрджен говорит, что таким образом народ Шотландии дал ее партии мандат на то, чтобы добиваться нового голосования по поводу независимости.
Споры о втором шотландском референдуме разгорелись с новой силой в 2016 году, после общебританского референдума о членстве в Евросоюзе. В Шотландии, в отличие от Англии и Уэльса, народ проголосовал против выхода из ЕС, причем перевес сторонников Евросоюза оказался вполне солидным: 62% против 38%.
Никола Стёрджен и ее соратники заявили, что Англия с Уэльсом насильно вырывают Шотландию из ЕС (Северная Ирландия тоже проголосовала против выхода: 56% против 44%), и в этих изменившихся обстоятельствах шотландцы имеют полное право на вторую попытку.
Будет ли референдум?
Это очень сложный политический и юридический вопрос. По закону об автономии Шотландии от 1998 года, согласие на референдум должен дать Лондон - точнее, обе палаты британского парламента. Именно по такой процедуре был организован референдум 2014 года.
Но премьер-министр Борис Джонсон неоднократно говорил, что согласие на тот референдум было дано при условии, что этот вопрос больше не будет подниматься в течение по крайней мере жизни одного поколения, и разрешать новый референдум он не намерен.
Соратник Джонсона и член кабинета Майкл Гоув на прошлой неделе уточнил, что разрешения не будет по крайней мере в ближайшие пять лет, то есть до следующих выборов (если они пройдут в срок).
В 2017 году Никола Стёрджен и парламент Шотландии уже запрашивали Лондон о согласии на новый референдум, но получили отказ.
Доля сторонников и противников независимости среди жителей Шотландии с момента референдума о членстве в ЕС
(усредненные данные разных опросов в %, без неопределившихся)
Что будет, если Лондон не разрешит?
Сторонники независимости говорят, что, скорее всего, подадут в суд и попытаются доказать, что шотландский парламент имеет право сам, без согласия Лондона, объявить референдум.
Шотландские правоведы - по крайней мере, часть из них - полагают, что это вполне возможно. С их точки зрения, требование о согласии Лондона - это лишь общепринятое толкование положений закона о шотландской автономии, но их можно истолковать и иначе.
Во всяком случае, Шотландская национальная партия заверяет, что будет действовать строго по закону и не намерена, например, объявлять референдум в одностороннем порядке или устраивать какие-нибудь кампании неповиновения Лондону.
В начале декабря Никола Стёрджен сказала в эфире Би-би-си, что путь односторонних действий, который избрали лидеры сепаратистов Каталонии, "не ведет к независимости".
Следующим же "контрольным пунктом" для Стёрджен и соратников, помимо момента выхода Британии из ЕС, могут стать выборы шотландского парламента в 2021 году.
Если ШНП и другие сторонники независимости одержат на них убедительную победу и получат абсолютное большинство (сейчас у ШНП - относительное большинство, 62 из 129 мандатов), то это будет внушительным аргументом в пользу второго референдума.
Если референдум все же будет, то какого ждать результата?
Первый референдум осенью 2014 года сторонники независимости проиграли: 45% против 55%. С тех пор настроения все время менялись, но пока не принципиально.
Все опросы последних лет показывают, что доля сторонников единой Британии среди шотландского электората стабильно превышает долю сепаратистов - за исключением двух эмоциональных всплесков, один из которых произошел сразу после референдума 2016 года, а второй вызвал этой осенью своими решительными заявлениями о выходе из ЕС Борис Джонсон (см. график выше).
На выборах 12 декабря Шотландская национальная партия получила 80% шотландских мандатов, но собрала при этом далеко не подавляющее большинство голосов: за ее кандидатов проголосовали 45% избирателей. Таковы особенности британской избирательной системы.
Когда и если референдум будет объявлен, то на настроения шотландцев повлияют, во-первых, ситуация с реальным выходом Британии из ЕС, а во-вторых, агитация сторон перед референдумом. Но как именно они повлияют, сейчас гадать бесполезно.
Почему Шотландия вообще хочет отделиться?
Шотландцы из числа сторонников независимости приводят разные аргументы в защиту своей позиции, но главная причина - это, наверное, все-таки сентиментальное, романтическое отношение к истории Шотландии и идее ее независимости, наследие эпохи национал-романтизма и плод трудов Роберта Бёрнса и Вальтера Скотта.
Шотландия была независимым королевством в течение 800 с лишним лет, с IX века и до 1707 года.
История Шотландии все время была тесно связана с историей Англии, многие их монархи были родственниками (что не мешало им воевать), но они все же оставались совершенно отдельными королевствами - пока в 1603 году трон после бездетной Елизаветы Тюдор не унаследовал Джеймс (Яков) Стюарт, став одновременно королем и родной Шотландии, и Англии.
А еще через 100 бурных лет парламенты Шотландии и Англии проголосовали за союз двух стран и создание Великобритании.