Относительно Эстонии мы говорим, в основном, о производстве горючего сланца в Ида-Вирумаа и связанных с ним – прямо и косвенно – общин. В действительности же, переход касается и Эстонии в целом, и к решительным действиям подталкивают недавно объявленное Европейским парламентом чрезвычайное климатическое положение, ожидания местных жителей относительно стабильного будущего и возможности для ходатайств в открывающиеся в скором времени источники финансирования и фонды.
Ясно, что такую масштабную задачу никому не под силу решить в одиночку, и справедливый переход приглашает за общий стол как предпринимателей, профсоюзы, организации по защите окружающей среды, местных жителей, местные самоуправления, министерства, учёных, так и многие другие заинтересованные стороны. Хотя вопросы и сложные, но первые реальные ответы уже есть.
Ситуация Эстонии не уникальна
Было бы неправильно преуменьшать масштаб стоящей перед Эстонией задачи. В секторе горючего сланца работает, по оценкам на конец 2019 года, примерно 6500 человек, косвенно с ним связано, как минимум, столько же. Мы имеем дело с рабочими местами с заметно большей, по сравнению со средней, зарплатой, традиции которых часто передавались из поколения в поколение.
Местные жители справедливо гордятся своей ролью энергодобытчиков Эстонии. К возможным изменениям относятся скептически, поскольку планы во благо лучшего будущего Ида-Вирумаа строятся десятилетиями. В то же время частые сокращения ясно показывают, что занятость в секторе постоянно сокращается. Такое уменьшение влияет и на местные самоуправления, чьи доходы сильно зависят от различных выплат от сферы горючего сланца. Вдобавок местные отопительные системы во многом базируются на остаточном тепле от производства горючего сланца.