Давний руководитель Эстонского рыбного союза Валдур Ноормяги также хорошо знает эту историю. «Мне очень жаль это предприятие», - признал Ноормяги. Он припомнил, что прошлым летом они вместе с OCM посещали европейские рыбные ярмарки, где компания и ее продукция добились успеха. «Затем разразился скандал с листерией, и клиенты начали по-тихому расторгать свои контракты или требовать залог, что оказалось для эстонской компании выше сил», - вспоминает глава рыбного союза.
Ноормяги признал, что скандал c листерией, разразившийся прошлой весной, нанес большой урон рыболовной промышленности Эстонии. «Не стоит думать, что эта информация распространяется только в нашем маленьком пруду. Скандал с листерией хорошо известен за рубежом и среди наших партнеров. Они внимательно следят за ним и делают собственные выводы», - сказал он. Из-за жесткой конкуренции на европейском рыбном рынке клиенты склонны отказываться от эстонской рыбы и выбирать новых партнеров из Польши или других стран.
Расхлебывать предстоит несколько лет
Тот факт, что из Эстонии поступали очень запутанные и противоречивые сообщения, только вывел из себя иностранных клиентов. «С одной стороны говорилось, что завод [M.V.Wool] отравляет людей, с другой стороны поступил сигнал, что все в порядке и завод будет продолжать работать. Кроме того, мы не могли понять ни черта о приципе нулевой толерантности, утвержденном нашим Ветеринарно-пищевым департаментом для одного предприятия. Такого нигде нет. Везде все подчиняются общему закону ЕС о контролю продуктов питания», - объяснил Ноормяги.
В целом репутация рыбной отрасли Эстонии сильно упала. Пострадали не только M.V.Wool и OCM Seafood, но и многие другие производители, партнеры которых сократили или отменили заказы. По словам Ноормяги, даже внутренний рынок стал очень уязвимым: потребители стали покупать меньше красной рыбы.
«Я полагаю, что мы продолжим испытывать последствия скандала с листерией в течение следующих двух-трех лет. Не самая красивая картина», - сказал он.