После послания Путина Федеральному собранию премьер Дмитрий Медведев, ссылаясь на грядущие изменения в Конституции РФ, заявил об отставке правительства. В ответ президент предложил Медведеву должность замсекретаря Совета безопасности. Затем Путин заявил о назначении премьер-министром России главы Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина. Глава ФНС согласился.
Евгений Иванов, младший научный сотрудник научно-учебной лаборатории Мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ
На общем фоне послания выделяются два блока — демография и предложения по изменению Конституции. Демографический проект очень дорогой, но деньги на него будут изыскивать всеми силами, поскольку это один из последних больших проектов, закладывающихся в основу путинского наследия. Это важная составляющая его политического завещания. Упор на демографию, с одной стороны, означает частичный поворот от внешнеполитических авантюр и милитаризации к человеку, а точнее — к семье. С другой стороны — это яркий пример биополитики. Человек не принадлежит себе, он принадлежит государству, как и его потомство. Население, в понимании власти, такой же ресурс как нефть, газ и руда. Людей должно быть много, потому что они не только сеют, строят и воюют, как это было раньше, но и рождают идеи, знания, контент.
Предложения о поправках в Конституцию на первый взгляд кажутся революционными. Однако это не совсем так. Во-первых, размен не в пользу граждан: институциональный маневр в обмен на ослабление независимости судебной власти и ликвидацию МСУ (местное самоуправление — прим. авт.). Во-вторых, заявленные изменения — это мера по освежению дряхлой политической системы, повышению ее устойчивости и снижению рисков при передаче власти от Путина к преемствующим элитам. Именно элитам, поскольку Путин — продукт времени и стечения обстоятельств. Второй Путин невозможен, как невозможен второй Назарбаев в Казахстане.