По словам министра окружающей среды Рене Кокка, достигающие поверхности земли глубокие провалы опасны и для людей, и для животных. «Провалы образовались не вчера, но со временем проблема усугубилась, и государство должно найти для нее решение», – сказал министр окружающей среды.
Советник отдела экологических технологий Министерства окружающей среды Хелена Гайлан отметила, что провалы образуются в зонах подземной выработки, работы в которых прекращены более сорока лет назад.
«Первые шахты для добычи горючего сланца начали работать в 1920-е годы, то есть на заре сланцевой промышленности Эстонии. Добыча производилась на уровне знаний и возможных методов того времени, преимущественно вручную – камерно-столбовым методом или пластами. В то время подземные штольни прокладывали и в таких местах, где слои сланца почти выходили на поверхность. Сегодня участки такой глубины разрабатывают карьерным, то есть наземным методом, так что проблема провалов и не возникает», – отметила Гайлан.
Старые сланцевые шахты имеются поблизости от Йыхви, Кивиыли и Кохтла-Ярве – в Куркузе (1921–1967), Кивиыли (1922–1987), Кява (1924–1972), Кохтла (1937–1999), в районе шахты № 2 (1949–1973) и шахты № 4 (1953–1975). В Убья, поблизости от Кунда, также есть подземная шахта, работавшая с 1926 по 1959 год.
В прошлом году Таллиннский технический университет подготовил «Исследование провалов в зонах подземной выработки горючего сланца», в рамках которого было картографировано порядка 1200 вентиляционных шурфов, а также провалы там, где обвал шахты достигает поверхности земли. В результате исследования создан слой карты, на котором видно расположение проблемных мест.