Cеть Starbucks cо второй попытки одержала в суде победу над эстонской предпринимательницей Даниэлой Дальберг-Дягелевой, зарегистрированный товарный знак которой, по мнению крупнейшей в мире сети кофеен, похож на их знаменитый логотип настолько, что их можно перепутать, пишет Postimees.
Сеть Starbucks одержала в суде победу над эстонской предпринимательницей
До суда апелляционная комиссия по промышленной собственности, действующая при Патентном департаменте, признала правоту Дальберг-Дягелевой.
В 2015 году эстонская бизнес-леди основала паевое товарищество Coffee House OÜ, которое импортирует кофе из Индонезии и Италии и продает его в Эстонии. Если ранее на веб-сайте компании сообщалось, что выбор кофе направлен на оптимальное удовлетворение потребностей любителей кофе, то в настоящее время появляется сообщение «У нас кофе-брейк!», дающее понять, что сейчас купить кофе в фирме нельзя.
В 2016 году Патентный департамент решил зарегистрировать на имя Татьяны Бирюковой торговую марку «Coffee House + kuju», которая распространяется, в частности, на кофемашины, кофе и кафе. Татьяна Бирюкова - это бывшее имя Даниэлы Дальберг-Дягелевой; также, согласно публичным источникам, она звалась Татьяной Бирев.
Регистрация торговой марки была замечена кофейным гигантом Starbucks, который подал жалобу в апелляционную комиссию, потому что внешний вид торговой марки похож на их собственную, и Starbucks заподозрил, что Coffee House хочет извлечь выгоду из чужой репутации.
«Starbucks открыл свой первый магазин в Сиэтле в 1971 году. В 1982 году она начала снабжать кафетерии и эспрессо-бары. В 1984 году была принята концепция кофеен. К 2015 году в мире насчитывалось 22 519 кафе Starbucks, более 70 миллионов посетителей в неделю и более 50 миллионов подписчиков в Facebook», - обосновала фирма комиссии свое обращение.
К заявлению прилагается подборка статей в эстонских СМИ, которая доказывает, что Starbucks хорошо известен эстонским потребителям и что его появления у нас с нетерпением ожидают. «История успеха Starbucks также приводится в нескольких статьях в качестве примера хорошо функционирующей бизнес-модели», - аргументирует глобальная компания свою претензию.
Отличительная часть товарного знака Coffee Shop совпадает с дизайном более ранних товарных знаков Starbucks: она состоит из зеленого кружка с двумя белыми кольцами разных размеров и состоящим из двух слов названием товарного знака.
Дальберг-Дягелева подчеркнула в своем ответе, что она не подала заявку на регистрацию не злонамеренно, а исходя из того, что процедура регистрации товарного знака регулируется законом, а решение принимает Патентный департамент.
По словам Дальберг-Дягелевой, ее торговая марка похожа на логотип Starbucks только округлой формой, что не является достаточным основанием, чтобы лишить ее знак правовой защиты. «В этом случае возникает вопрос, почему в Патентном департаменте зарегистрированы торговые марки Reval Café или Coffeeshop Company», - отметила Дальберг-Дягелева.
Апелляционная комиссия по промышленной собственности отметила, что доминирующим элементом торгового знака истца является слово «Starbucks», тогда как в оформлении Coffee House нет похожих элементов. Комиссия указала, что изображение трех кофейных зерен на логотипе Coffee House не имеет никакого сходства с русалкой с логотипа Starbucks. Главным образом по этим причинам комиссия установила, что регистрация товарного знака не противоречит закону. В итоге апелляционная комиссия оставила претензию Starbucks без удовлетворения, отметив, что в течение трех месяцев компания может подать иск в суд, что и было сделано.
Харьюский уездный суд удовлетворил иск и установил, что в торговой марке, зарегистрированной на имя Дальберга-Дягелевой, были обстоятельства, исключающие правовую защиту. Таллиннский окружной суд отклонил апелляционную жалобу Дальберг-Дягелевой. Решение еще не вступило в силу и может быть обжаловано в Госсуде в течение 30 дней.