- Что вы можете сказать о жизни якорного арендатора? Торговый центр T1 жалуется на отсутствие клиентов, но у Selver клиенты есть. Теперь, когда торговых центров стало больше, есть ли у якорных арендаторов преимущества на переговорах?
- Роль якорного арендатора очень ответственна. По ней смотрят, кого выбрать основным арендатором, чтобы возникла синергия. В случае с T1 видно, что он запустился не очень быстро и энергично, но о Selver можно сказать, что мы удовлетворены. Мы не оправдали свои первоначальные планы и ожидания, но мы наблюдаем устойчивый рост, и это очень хорошее место.
- В Эстонии много розничных сетей. Не слишком ли их много? Ожидаются ли слияния?
- По сравнению с другими странами наша ситуация является своеобразной. Разница в размерах: порой аналогичных сетей в соседних странах и не видно. Похоже, что эта модель как-то работает. Слияния на рынке предсказывались, но я думаю, что приход Lidl определенно прояснит ситуацию. Приход любого нового конкурента повлияет на участников рынка. На кого - я не знаю, потому что Lidl ведет себя по-разному в разных странах. Но я верю, что прояснение наступит.
- Сам Selver готов?
- Мы, конечно, не недооцениваем их навыки, опыт и способность преуспеть, и при этом не относимся к новичкам с высокомерием. В Эстонии действительно нет такого формата, розничной сети типа дискаунтер. Поэтому ответ на вопрос о том, хватит ли места на рынке для Lidl - да, конечно, хватит. Вопрос в том, хватит ли его для других.
- Selver запустил систему интернет-магазинов. Когда исчезнут обычные магазины?
- Я думаю, что такое время не настанет, но грядет бурный рост электронной торговли. Наши интернет-магазины наверняка вырастут более чем на 30 процентов, но бывают месяцы, когда рост превышает 50 процентов. Конечно, с низких позиций хорошо подниматься, но мы прогнозируем сильный рост.
- Кроме того, все более популярными становятся кассы самообслуживания. Персонал обслуживания клиентов исчезнет в какой-то момент?
- Это время никогда не наступит. Всегда остаются те, кто не использует карту клиента или банковскую карту. По нашим оценкам, 25-30 процентов наших клиентов продолжат оплачивать покупки у кассиров.