— В 2018 году году организация More in Common опубликовала исследование о политкорректности. Опрос с участием 8000 респондентов показал: около 80% из них считают, что «политическая корректность является проблемой в Америке». Это выборка из людей разного возраста, уровня образования, финансового достатка, этнической принадлежности и политических убеждений. Как вы считаете, откуда взялись эти цифры? Общество устало?
— Общество, безусловно, устало, по крайней мере та часть общества, в которой я нахожу себя. Хотя, я бы отметил, что причины тут смешанные. Одни, с моей точки зрения, достойны уважения и внимания, другие — нет. Мой собственный протест мотивирован совершенно иначе, чем, скажем, протест большинства электората президента США Дональда Трампа.
Я впервые столкнулся с политкорректностью, живя в США, когда сам этот термин не имел широкого распространения, и мое первоначальное впечатление было скорее положительным. Я не вижу ничего дурного в том, что дискриминация людей по признакам, которые они большей частью имеют от рождения и которые они обычно не в состоянии изменить, отвергается обществом. Я воспринял это просто как часть общепринятой морали. Но оказалось, что это не совсем так — для многих это было и остается лицемерным соблюдением кодекса, предписанного на рабочем месте, а за его пределами уже необязательного.
Даже с толикой лицемерия можно было смириться: в конце концов, как известно, это дань, которую порок платит добродетели. Со временем такие нормы укореняются в морали и могут стать инстинктивными. Но в данном случае произошло нечто другое: нормы усиливались и умножались многократно, они выплескивались за пределы официальной жизни. Сегодня это вылилось в культуру виктимности и взаимной нетерпимости социальных групп. С моралью это имеет очень мало общего: из собственной жертвенной эксклюзивности категорического императива не выстроишь.