Президент Керсти Кальюлайд отказалась провозгласить Закон о реформе второй пенсионной ступени, заявив, что этот он противоречит Конституции Эстонии. Министр финансов прокомментировал ее решение на своей странице в Facebook следующим образом:
Мартин Хельме: когда Керсти Кальюлайд отчитается перед народом за свои поступки? (10)
«К сожалению, решение Керсти Кальюлайд заблокировать пенсионную реформу не стало сюрпризом. И хотя она утверждает, что вето исходит из Конституции, вся аргументация в целом является политической.
Фиговый листок Конституции нужен для того, чтобы затянуть это дело и впутать в политику Государственный суд. Потому что, по сути, Государственный суд должен решить политический спор, взяв на себя роль верхней палаты. Президент избирается парламентом, судьи тоже. Рийгикогу избирается народом, политический выбор парламента не может контролироваться избранными им же институтами. Рийгикогу получает мандат от народа и отчитывается перед народом. Он свободен в выборе своей (социальной) политики. Свобода президента и Госсуда заниматься политикой, согласно нашему законодательству, близка к нулю.
Кальюлайд оказывает суду медвежью услугу, втягивая его в политику. Это неизбежно приведет к дебатам о роли суда и к тому, что нам, как, например, и Польше, нужна своя судебная реформа.
Утверждение, что Конституция не позволяет Рийгикогу менять целевое назначение некоторых налогов, является ложью. Утверждение, что нынешняя пенсионная реформа в далеком будущем приведет либо к высоким налоговым ставкам, либо к маленьким пенсиям противоречит прежним сведениям. И при этом игнорируется простая истина, что у парламента есть право принимать законы, которые существенно меняют общественное устройство - и этом нет ничего неконституционного, просто каждый парламент делает это под свою политическую ответственность.
Мы убеждены, что пенсионная реформа будет во благо как в краткосрочной, так в долгосрочной перспективе, и у нас есть мандат от народа, чтобы произвести эти изменения и через три года мы должны будем за это отчитаться перед людьми. Где и когда Кальюлайд или тартуские верховные судьи отчитаются перед народом за свои действия?»