Cообщи

Микробы помогут найти преступника

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Старший научный сотрудник Таллиннского технического университета Ану Ааспыллу руководит двумя проектами, которые позволят криминалистам использовать в своей работе бактерии, живущие на коже преступника и оставленные им на месте преступления.
Старший научный сотрудник Таллиннского технического университета Ану Ааспыллу руководит двумя проектами, которые позволят криминалистам использовать в своей работе бактерии, живущие на коже преступника и оставленные им на месте преступления. Фото: Пеэтер Ланговитс

Если убийца не оставил на месте преступления своих отпечатков пальцев и ДНК, но, например, прикоснулся к дверной ручке, можно установить его личность на основании оставленных там кожных микробов. Такую возможность изучают сейчас эстонские ученые.

Старший научный сотрудник Таллиннского технического университета (ТТУ) Анну Ааспыллу является настоящим первопроходцем в области судебной экспертизы в Эстонии.
В 1995 году она провела первую связанную с уголовным делом экспертизу ДНК в Эстонии, потом занялась созданием полицейской лаборатории ДНК.

В последние годы Аас­пыллу занимается в центре биологии интегрированных систем ТТУ форензикой, как она сама именует свою любимую сферу.

Ааспыллу руководит двумя проектами, которые позволят криминалистам использовать в своей работе бактерии для раскрытия преступлений. Первый из них делает упор на уникальность бактерий, имеющихся на человеческой коже, второй — на неповторимость возможных сочетаний обитающих в почве колоний микроорганизмов.

В недавно вышедшем в свет приложении к научному изданию Forensic Science International, посвященном генетике, Ааспыллу совместно с коллегами опубликовала статью, в которой была показана возможность установления связи людей с предметами, к которыми те прикасались, на основе мик­робов, обитающих на коже людей.

«Известно, что состав находящихся на коже человека микробов уникален и различен для каждой части  тела, — поясняет Ааспыллу. — Руки — это такая часть тела, состав микробов на которой даже после тщательного мытья восстанавливается достаточно быстро».

Опыты с теллером
В ходе эксперимента ученые дали четырем испытуемым подер­жать в руках одну обычную лабораторную мензурку, после чего взяли пробу как с самой мензурки, так и с рук. После этого обе пробы были обследованы с помощью мощного секвенатора второго поколения. «Результаты великолепно совпали», — радуется Аас­пыллу.

Знание того, как осущест­вляется реальная работа судебного эксперта и с какими трудностями криминалис­там приходится сталкиваться при получении проб, определило последующие шаги рабочей группы Ааспыллу.

«Мы ведь общаемся, дотрагиваемся до различных объектов, на которых имеются следы воздействия других людей, — поясняет она.  — Идея состояла в том, чтобы изучить влияние этого (на качество проб) и установить, мешает ли это нахождению связей».

Для этой цели они еще в течение целого месяца брали у людей пробы кожных микробов, а в первую неделю даже дважды в день — утром и вечером. Выяснилось, что взятые в вечернее время пробы были несколько менее характерны, поскольку в течение дня человеческие руки собирали бактерии от других людей и объектов.

«Один из испытуемых был банковским теллером, которого мы выбрали именно для того, чтобы усложнить себе жизнь, но на самом деле приблизиться к реальной жизни, — рассказывает Ааспыллу.  — Его вечерние результаты оказывались наиболее расплывчатыми, но при этом они все-таки фиксировались. В них было что-то характерное именно для него».

По словам Ааспыллу, возможность применения кожных микробов для идентификации личности человека исследуют еще несколько групп ученых в других странах мира, однако их работа была единственной, в которой рассматривался вопрос пригодности для анализа проб, взятых в различное время суток.

Анализ бактерий в почве
В настоящее время этот метод пока еще не может использоваться в суде, признается Ааспыллу, однако они продолжают трудиться, чтобы это стало возможным. «Мы пытаемся уточнить статистические модели, принять во внимание дополнительные маркеры, рассмотреть различные сценарии, чтобы получить большую ясность, как все происходит», — обозначает она задачи, стоящие перед исследовательской группой.

Ану Ааспыллу не думает, что пробы кожных микробов когда-нибудь заменят традиционный метод идентификации, основанный на анализе ДНК, однако они могут предоставить следователям дополнительные улики и версии по поводу направления дальнейших поисков.

«Анализ микробов дает дополнительную информацию, когда больше нечего взять, — говорит она. — Сейчас ведь на основании одной улики никого не осуждают, смотрят шире».

С помощью другого метода, который, по мнению Ааспыллу, можно было бы уже сейчас испытать для расследования кого-нибудь уголовного дела, осуществ­ляется анализ имеющихся в почве бактерий и высших организмов, чтобы на этом основании определить, откуда была взята проба.  

Эти данные, конечно, не могут направить следователя в какой-то конкретный уголок Эстонии, однако они дают представление о том, из какой почвы попали час­тицы земли, обнаруженные на подошве обуви человека, например, из почвы в лесу, луга или с проселочной дороги.

Созданная учеными модель, основанная на пробах почвы из разных частей Эстонии, может помочь точно определить тип поверхнос­ти.

«Анализ почвы на основании ее химического состава является классическим методом, также как и изучение ее через микроскоп, какой растительный материал или грибковые частицы там представлены, — поясняет Ааспыллу. — Я не хочу сказать, что то, чем мы здесь занимаемся, лучше классических методов, но все это дает дополнительные возможности и средства».

Ключевые слова

Наверх