Мертсина: правительству скоро придется делать более сложный выбор (2)

Тыну Мертсина
, главный экономист
Copy
Тыну Мертсина.
Тыну Мертсина. Фото: swedbank

Большинство людей, вероятно, задается вопросом, когда же этот кризис закончится и жизнь вернётся в нормальное русло. Боюсь, никто пока не может ответить на этот вопрос, пишет ведущий аналитик Swedbank Тыну Мертсина. 

С момента введения чрезвычайного положения прошло чуть более двух недель, а до начала мая остаётся ещё пять недель. Преодолеем ли мы к этому времени распространение вируса и сможем ли мы продолжить нашу прежнюю жизнь и работу? Я в этом сомневаюсь. Какой будет жизнь после пандемии коронавируса? Ответ на этот вопрос тоже будет чисто умозрительным. Этот кризис, вероятно, изменит большую часть экономики и поведение людей, как и большинство прочих кризисов. Каждый кризис – это урок, который помогает нам что-то улучшить или изменить, а что-то и сохранить.

Что необычно в контексте последних нескольких десятилетий, так это тот факт, что источник нынешнего кризиса – не в ошибках экономики. Распространение коронавируса и его влияние на экономику является чем-то новым и неожиданным для многих. Чуть более месяца назад Международный валютный фонд (МВФ) призвал страны избегать чрезмерного реагирования на коронавирус. Однако на прошлой неделе он вынужден был признать, что пандемия коронавируса вызовет в этом году экономический спад, который может оказаться боле тяжёлым, чем спад 12-летней давности. Действительно, экономика вошла в более глубокую рецессию и гораздо быстрее, чем во время последнего мирового финансового кризиса.

Объявление чрезвычайного положения, которое было единственно правильным решением для борьбы с коронавирусом, закрыло значительную часть экономики Эстонии и, вместе с ухудшением внешней среды, сильно ударит по ней. Чем жёстче меры, принимающиеся для предотвращения распространения вируса, тем сильнее они влияют на экономику. В большей или меньшей степени большинство стран мира заблокировали свою экономическую деятельность.

Поскольку грядущая глубокая рецессия быстро стала очевидной, быстрее и энергичнее отреагировали также центральные банки и правительства. Массированные меры поддержки превысили те, что были 12 лет назад. Помог опыт предыдущего кризиса. Целью таких мер поддержки является желание избежать превращения кризиса ликвидности в кредитный кризис и далее – в более серьёзный системный кризис.

В настоящее время мы наблюдаем, главным образом, влияние на экономику первого этапа кризиса. Однако по мере развития кризиса, влияние на бизнес и население будет возрастать. Поскольку мы ещё не знаем точной продолжительности нынешнего экономического кризиса, меры экономической поддержки должны быть очень масштабными. Чем меньше компаний придётся закрыть во время экономического кризиса и чем меньше людей останутся безработными, тем менее болезненным будет выход из кризиса. В то же время следует иметь в виду, что меры поддержки и экономическое стимулирование сами по себе не помогут преодолеть кризис, если острые проблемы в области здравоохранения не будут взяты под контроль.

Потребность в государственной поддержке после нынешнего экономического шока – хороший урок, демонстрирующий важность консервативных и хорошо управляемых государственных финансов и создания резервов. Это также урок, показавший, что необходимость в высоких дополнительных затратах может возникнуть неожиданно.

Правительства, конечно, могут ограничивать передвижение людей и экономическую активность на некоторое время, чтобы предотвратить распространение вируса, но если пандемия и экономический кризис затянутся, то выбор решений затруднится. В какой-то момент в Эстонии число заражённых достигнет своего пика, но потребуется много времени, чтобы ситуация нормализовалась. В разных странах цикл распространения вируса различен, что препятствует быстрому установлению контроля над пандемией. Однако слишком быстрое открытие экономики может привести к риску новой волны вирусной инфекции. Например, Финляндия продлила чрезвычайное положение на один месяц, до середины мая. Тем не менее, по предложению одного из ведущих чиновников здравоохранения Англии, соблюдение дистанции и ограничение передвижения должны длиться до полугода, чтобы дать эффект.

Какой станет экономика после кризиса, говорить пока рано. Кризис только начался и нарастает. Если в прошлом цепочки поставок были в первую очередь связаны с эффективностью, которую она обеспечивает для производства, то в будущем, вероятно, больше внимания будет уделяться тому, насколько устойчива эта цепочка поставок к различным рискам. Цепочки поставок также могут стать в большей мере региональными. Изменятся и ожидания инвесторов в отношении компаний. Инвесторы, предприятия, население теперь всё больше осознают возможность возникновения неожиданных и серьёзные рисков. Неопределённость и осторожность могут сохраняться в течение более длительного периода времени. А это изменит характер решений, принимаемых в экономике.

Условия в экономике Эстонии и других стран меняются так быстро, что почти невозможно предсказать цифры рецессии на этот год. Экономические прогнозы становятся все более негативными по мере распространения коронавируса и введения различных ограничений на передвижение. Со временем мы сможем лучше понять последствия нынешнего экономического кризиса.

Комментарии (2)
Copy
Наверх