Сельскохозяйственным предприятиям Эстонии для весенних работ требуется несколько тысяч рабочих, которые в предыдущие годы обычно приезжали из третьих стран. Но из-за введения чрезвычайного положения местным фермерам могут помочь только уже находящиеся здесь представители иностранной рабочей силы, которые не использовали свое краткосрочное рабочее время. Фермеры обеспокоены, поскольку весной в сельском хозяйств счет идет на минуты, пишет Postimees.
Фермерские хозяйства остаются без иностранной рабочей силы
По словам министра внутренних дел Марта Хельме (EKRE), продовольственная безопасность Эстонии не зависит от трехсот рабочих-мигрантов, работающих в сельском хозяйстве.
«Право на работу для очень многих иностранцев, работающих в этой области, истекает в апреле. Кризисная ситуация требует быстрой адаптации. Из-за особой ситуации работодатели не могут учитывать иностранную рабочую силу, которая не будет допущена в страну для предотвращения распространения вируса. В связи с кризисом ситуация в экономике также меняется, и, прежде всего, важно объединить работодателей, которые нуждаются в рабочей силе, и соискателей работы из числа жителей Эстонии », - сказал Хельме.
Таким образом, не будет выполнено пожелание Эстонской сельскохозяйственно-торговой палаты и Центрального союза фермеров Эстонии, чтобы государство пустило в страну на сезонные работы иностранных сельскохозяйственных рабочих, а их местным фермерским предприятиям нужно около пары тысяч.
Надежда на учебные заведения
По словам руководителя отдела политики в области гражданства и миграции Министерства внутренних дел Рут Аннус, иностранцы, в настоящее время находящиеся в Эстонии на законных основаниях, могут продолжать работать здесь.
"Предпосылкой является то, что этого хочет работодатель иностранца, который регистрирует краткосрочную занятость иностранца в Департаменте полиции и погранохраны. В соответствии с Законом об иностранцах, работодатель не может продлить работу иностранца после достижения максимального рабочего времени. В случае сезонных работников это также запрещено директивой Европейского Союза", - сказала Аннус.
«Продовольственная безопасность Эстонии не зависит от иностранной рабочей силы. В нынешние трудные времена, когда нам нужны рабочие места для наших соотечественников и когда все больше людей теряют свою работу каждый день, мы должны поддерживать народ Эстонии. У них должна быть возможность занять вакансии», - добавила она.
По словам Аннус, до введения чрезвычайного положения, по состоянию на 29 февраля, согласно данным Кассы по безработице, в Эстонии было зарегистрировано более 36 000 безработных, в том числе более 1500 человек, которые ранее работали в сельском хозяйстве или животноводстве. «Критическое время требует быстрой адаптации. Насколько нам известно, Касса по безработице готова оказать поддержку и содействие, чтобы лучше объединить участников рынка труда», - сказала она.
По словам председателя правления Эстонской сельскохозяйственно-торговой палаты Роомета Сырмуса, после призывов жители Эстонии начали осознавать необходимость рабочих рук в сельском хозяйстве. Например, к ним обращались люди, которые работали в сфере услуг, а также иностранные студенты, которые хотят работу на лето. В то же время, сектор нуждается в уверенности, поскольку по мере возможностей люди возвращаются на свои прежние рабочие места.
«Сельское хозяйство часто представляют как очень простое и примитивное занятие, но это уже давно не так. Машины, тракторы, комбайны - это дорогое и сложное оборудование, которое требует обучения и опыта», - сказал Сырмус.
Большинство украинцев работают в животноводстве, и срок их разрешений на работу истекает в ближайшие месяц или два, и МВД не соглашается продлевать их. По словам Сырмуса, водителей тракторов и машин можно найти в сфере транспорта, если они обучены, так как в автобусных компаниях в настоящее время работы мало, а некоторые водители также имеют водительские права в соответствующей категории.
По словам министра сельской жизни Арво Аллера (EKRE), обеспокоенность вызывают уже работающие мигранты, чьи разрешения на работу в Эстонии вот-вот истекут.
«Мы надеемся, что эстонцы также придут работать в местное сельское хозяйство и будут готовы принять участие в сезонной работе. Другое дело, что в Финляндию тоже не допускаются сезонные работники, а с нашей стороны многие ездили туда», - сказал Аллер.
Также есть надежда на учебные заведения: например, что учащиеся Школы обслуживания и экономики в Олуствере и Агарной экономической школы смогут проходить стажировку на полях.
Глава E-Piim Яанус Муракас сказал, что проблема эта - глобальная и касается не только нас. «Это устоявшийся мировой порядок: в сельском хозяйстве и производстве первичных продуктов питания низкая заработная плата, а в развитых странах создается все больше рабочих мест с высокой добавленной стоимостью. Привлечение рабочей силы в современном мире является отличительной чертой развитой страны», - сказал он.
Доля иностранной рабочей силы на фермах E-Piim составляет от десяти до 90 процентов. «Большинство из них украинцы, есть также болгары и румыны, в предыдущие годы приезжали и из других стран», - уточнил Муракас.
Ситуация с визами и разрешениями у E-Piim совершенно иная. «Они могут работать на фермах в течение девяти месяцев, срок действия которых истек несколько дней назад, у некоторых он истекает примерно через два или шесть месяцев. Теперь нельзя ввозить новых, это большая проблема», - сказал Муракас.
Цены на продукты нужно поднять
«Я повторю еще раз: сельскохозяйственный сектор очень сильно зависит от трудовых мигрантов, и это не шутка! Это не просто пение на холме, это услуга, необходимая для жизни всех нас. Подумайте о том, чтобы было бы, если у нас не было бы собственной еды в нынешней ситуации», - говорит глава E-Piim.
«Если урожайность осенью на едином европейском рынке упадет, это автоматически приведет к росту цен на продукты питания. В настоящий момент, при этой большой панике, цены на продукты питания могут упасть, так как рестораны закрыты, а снижение традиционных торговых потоков вызовет смятение и нервозность в нашем секторе», - сказал он.
По словам Муракаса, мы должны смотреть дальше своего носа, потому что если этой весной все не посеять, риск осенью будет уже очень высоким.