Cообщи

Нехватка сезонных рабочих приведет к росту цен на местные продукты питания (4)

Copy
Сбор клубники.
Сбор клубники. Фото: Arvo Meeks

В Эстонии более 40 000 безработных, а в сельском хозяйстве требуется 2000 сезонных работников. Простой расчет, сделанный сидя в офисном кресле, показывает, что мы можем свободно cправиться собственными силами без трудовых мигрантов, пишет Maa Elu. К сожалению, в предыдущие годы это не удавалось, и фермеры не верят, что удастся в этом. Почему?

Глава Saaremaa Kõljala Тыну Пост сказал, что у одного их сотрудника, приехавшего с Украины, завершается срок действия разрешения на работу, и в апреле оттуда должны были вернуться два сотрудника, которые находились в отпуске. Поскольку в настоящее время ситуация с уже имеющимися разрешениями на работу трудящихся-мигрантов запутанная, и неизвестно, когда будет открыта граница для вновь прибывших, идет активный поиск работников на замену. К сожалению, безуспешно.

«Я не верю, что люди из сферы услуг начнут работать на ферме», - заявил Пост, опираясь на свой опыт.

«У них есть надежда, что они получат финансовую поддержку от государства, и ничто не заставит их искать работу в сельском хозяйстве в ближайшем будущем. Нереально думать, что, мол, безработные есть - берите их, обучайте и пусть приступают. Людям на нашей ферме платят больше, чем в сфере услуг, но несмотря на это, до сих пор не было видно желания приезжать и не будет его и в будущем. Какие-то люди наверняка найдутся, но они не смогут заменить ту массу, которой была иностранная рабочая сила».

Скепсиса добавляет и то, что большинство новых безработных появляется в городах. «Невозможно, чтобы человек начал ездить работать на ферму вдали от дома. В деревнях нет мест для проживания. Какая сила заставит их оставить свою жизнь в городе и приехать жить в деревню, чтобы получить здесь скромную работу?» - сказал Пост.

В то же время Пост не винит своих соотечественников за то, что они не спешат работать в сельской местности. «Эстония достигла уровня тех европейских стран, где уровень жизни высок, и сюда приезжают работать из стран с более низким уровнем жизни, выполняя простую работу. И многие эстонцы уехали на работу в Финляндию, Швецию и Ирландию, потому что уровень жизни и зарплаты там выше, чем у нас. Это абсолютно естественно», - сказал Пост. 

"Некоторые министры наивно полагают, что сейчас безработица острее, и мы заполним все рабочие места местными жителями. Такого просто не бывает", - уверен он.

Один из крупнейших в Эстонии производителей клубники - хутор Йоозепи в Пылвамаа, где на сезонных работах раньше трудилось около ста мигрантов. Что будет в этом году, владелец фермы Хиллар Лилло сказать пока не может, но он также не верит, что проблему можно полностью решить путем найма местных работников.

«Нам все равно, откуда человек, работа должна быть сделана. Но горожанин просто не придет на эту работу, - сказал Лилло. - Нам нужна стабильность, мы не можем позволить, чтобы один день человек был, а  другой - нет. В сезон невозможно допустить, чтобы суббота и воскресенье были выходными».

При сборе клубники многое зависит от погоды. Когда идет дождь, собирать нельзя. Или, если днем слишком жарко, в середине дня делается перерыв на несколько часов. «Даже если человек приезжает из окрестностей, нереально отправить его домой под дождем, мы не знаем, будет перерыв два или четыре часа», - объяснил Лилло. Рабочие-мигранты живут в кемпинге рядом с полем, поэтому их рабочее время и время отдыха можно устанавливать на текущей основе.

На хуторе Йоозепи еще до введения чрезвычайного положения примерно половина иностранных работников была уже найдена, процесс их трудоустройства - на середине: когда откроется граница, они будут готовы въехать. «Мы не знаем, что произойдет, я - оптимист, возможно, у нас и не будет проблем», - надеется хозяин хутора.

Тем не менее, хутор уже ищет местную рабочую силу, но пока у всех, кто проявил интерес, были свои условия, которые не согласуются с быстрой сезонной работой. 

Препятствие в транспорте

Иногда человек и хотел бы устроиться на работу, но просто не может. Глава отдела Йыгевамаа Кассы по безработице Лийна Вызасте отметила, что большая проблема, по которой безработные часто не могут устроиться на работу, - это транспорт. У многих людей, живущих в сельской местности, нет машины, а поездка из города в деревню обходится дорого.

Весомая причина нежелания идти на сезонную работу - надежда найти постоянное место. Очень часто здоровье не позволяет выполнять тяжелую работу: например, с больной спиной клубнику собирать не пойдешь. «Ожидание зарплаты также слишком велико, за сезонную работу много не платят», - перечислила Вызасте.

Глава Эстонского садоводческого союза Раймонд Страстин сказал, что большая потребность в трудовых мигрантах возникнет с мая. Если сельскохозяйственному сектору в целом требуется 2000 сезонных рабочих мест, то три четверти из них - это садоводческий сектор. Небольшое количество рабочих-мигрантов прибыло до закрытия границ, но большинство ждет за границей. Таким образом, Садоводческий союз направил министру внутренних дел просьбу о том, чтобы Департамент полиции и погранохраны продолжил производство по разрешениям для иностранцев, с тем, чтобы, если кризис стихнет и границы откроются, все приготовления были уже сделаны, и люди могли сразу попасть сюда.

Страстин также отметил, что с каждым годом становится все труднее находить местных работников для сбора клубники и других сезонных работ в садоводческом секторе. «Наш человек хочет восьмичасовой рабочий день, не хочет работать под ветром и дождем, не хочет выходить на поле в 6-7 утра, когда начинается сезон сбора урожая», - сказал Страстин.

«У наших людей много обязанностей, надо отвести ребенка в детский сад и все остальное, что совершенно естественно. Украинец здесь только для работы и готов внести максимальный вклад, его единственная цель - заработать деньги. Он на месте все время. Например, если вы видите, что надвигается грозовое облако, но большое поле полно ягод, можно пойти срочно спасать ягоду».

Если наши крупные производители клубники не найдут здесь украинцев или необходимое количество местных жителей, им придется начать сокращение производства. 

"Ягода гниет и пропадает. Если не будет новых полей, в следующем году также будет небольшой урожай. В садоводческом секторе резкое сокращение одного сезона означает большой провал и в следующем сезоне», - сказал Страстин. 

Союз садоводов считает, что привлечение сезонных работников должно быть частью пакета помощи экономике Эстонии. Польское правительство решило сделать то же самое. В новостях из Германии также говорится, что правительство решило разрешить десяткам тысяч рабочих-мигрантов помогать сельскохозяйственному сектору. Норвегия обещала поступить так же.

Комиссия по сельской жизни одобряет

Председатель комиссии Рийгикогу по сельской жизни Тармо Тамм, также назвал пример Польши и Германии достойным внимания. В начале недели комиссия приняла решение поддержать продление разрешений на работу для иностранцев, уже работающих в Эстонии, по крайней мере до конца чрезвычайной ситуации.

Чтобы мотивировать местное население на временную работу, можно было бы позволить получающим дотацию на заработную плату или прожиточное пособие людям работать в сельскохозяйственном секторе так, чтобы они не теряли государственные субсидии, предлагает Тамм.

Наверх