Аркадий Попов: мы на пике эпидемии (18)

Елена Поверина
, ведущая видеорубрики
Copy
Это видео больше не доступно. Это видео больше не доступно.
  • Победить коронавирус сможем к началу июня
  • О послаблениях говорить преждевременно
  • Мы лечим от коронавирусной инфекции!
  • Открытие планового лечения – не за горами

Решение о проведении массового тестирования на коронавирус принято. Как это будет происходить?

Подробности предстоящей массовой проверки разъяснил в студии Rus.Postimees доктор Аркадий Попов, руководитель кризисного штаба Департамента здоровья. Подробности - в повторе! 

Фрагмент беседы:

– Когда? Как? Где?

– На этот вопрос сегодня ответа нет. Все технические детали еще только уточняются.

Мы не можем начать массовое тестирование прямо завтра, так как еще не определились с выбором тестовой системы. Она должна давать точные результаты, в противном случае мы можем получить ложнонегативные и ложнопозитивные результаты. Тест должен быть достоверным.

В мире существует множество тестовых систем, которые используют для обнаружения антител к SARS-COV2. И надо признать, что большинство из них не являются достаточно точными. В Америке есть одна относительно надёжная система, получившая сертификат, но и там имеются свои ограничения.

Отдельный вопрос – выборка людей для тестирования…

– Нам обещали, что протестируют всех!

– Если обещали, то, надеюсь, что так и произойдет. Но когда проводить тестирование? Мы говорим о проверке на антитела – это иммунный ответ человека на перенесенное заболевание. Таким образом, у тех, кто находится в стадии заболевания или пока не начал заболевать, или может только заразиться, еще не выработались эти антитела. В данном случае мы получим негативные результаты. И непонятно, что с этими результатами будет делать.

Начать тестирование можно будет в тот момент, когда мы убедимся, что эпидемия пошла на спад или уже закончилась. Тогда мы увидим постфактум, какова иммунность нашего населения по отношению к этому вирусу.  

– То есть, в ближайшие дни и недели массового тестирования не произойдет?

– В ближайшую неделю-две-три не стоит ждать массового тестирования.  

– Но в мае это уже может произойти?

– Это возможно, если мы найдем адекватные системы для тестирования. Они не должны быть завязаны на больницы и прочие медучреждения, чтобы это было возможно сделать у семейного врача или даже дома.

– Зачем это нужно? Что можно будет предпринять на основе полученной информации?

– Такое тестирование может нам помочь с определением тех людей, которые обладают иммунитетом и могут без риска работать с пациентами, которые еще болеют.

Это можно использовать в медицинской системе и во многих других. Риск заболеть повторно в таком случае практически отсутствует.

Еще один плюс – обнаружение точного титра антител для поиска людей, которые способны быть донорами плазмы для производства лекарственных препаратов от инфекции.

– Сейчас мы даже не знаем, кто будет производителем этих тестов и насколько они надежны?

– Да, можно и так сказать. Эффективность некоторых тестов уже доказана. Речь идет об американских производителях. Но важно, чтобы эти тесты не давали нам ошибочной информации. Такой уверенности пока нет.

– Есть ли необходимость в массовой проверке для всех?

– Окончательное решение останется за государством. Однозначно, что в определенных зонах, где уровень распространения инфекции достаточно высок, оптимально было бы протестировать практически всё население.

Например, начав тестирование с Сааремаа, можно будет узнать, какие риски там имеются. Это позволит получить наработки для материка и, в целом, для наших дальнейших действий в Эстонии.  

– Какую пользу может извлечь из этого конкретно взятый человек?

– Мы до сих пор не знаем на все 100% про новый вирус и тот иммунитет, который возникает у переболевшего человека. Иммунитет может быть постоянным и, возможно, даже пожизненным. Точных данных на этот счет нет. Вирус – молодой, мы работаем с ним только полгода и не можем быть на 100% уверены, как поведет себя иммунная система.

Если мы поймем, что большое количество людей переболело этим вирусом и имеет стойкий иммунитет, то сможем прогнозировать дальнейшие волны этой инфекции и готовность медицинских структур к новой эпидемии. Если мы этого не будем знать, то окажемся уязвимыми в будущем.

Сейчас очевидно, что мы выходим на уровень стабилизации. Это показывает, что предпринятые меры были адекватны. Да, мы знаем, что многие страдают от этих действий, в первую очередь – частный сектор, поэтому все решения должны быть сбалансированы.

– Как только будет сделан выбор в пользу той или иной системы, как быстро процесс массового тестирования может быть запущен в действие? К кому нужно будет обращаться?

– В ближайшее время всё станет понятно. При принятии решения важен вклад ученых и других специалистов. Тогда же будет оговорено, будет ли тестирование массовым или выборочным.

– Процедура будет очень простой? Лаборатории не окажутся под ударом?

– Массовое тестирование подразумевает простую схему проверки.

Тестирование в больницах – это не очень хорошая идея. Скорее всего, речь идет о центрах семейной медицины: там вариантов больше.

Если тестовая система будет позволять брать кровь не из вены, а из пальца, всё будет намного проще.

– Бояться проверок не стоит?

– Хочу напомнить людям: охладите головы.

Мы сейчас находимся на пике или почти на пике этой инфекции в Эстонии. И если мы дошли до пограничного уровня, то мы еще не спускаемся вниз.

Мы находимся на вершине. Пока невозможно утверждать на 100%, перевалили мы эту вершину или нет. Текущая неделя это нам покажет!

Мы находимся на уровне стабилизации ситуации. И пока преждевременно говорить о том, что на пике инфекции мы сделаем какие-то послабления.

Массовое тестирование можно начинать только в том случае, когда мы будем более или менее уверены, что каждый день не прибавляется новое количество пациентов.

– Тесты не будут сложными?

– Это будут быстрые тесты, которые дают быстрый результат. Важно, чтобы они не были очень дорогими, но были достоверными. Они не позволят выявить больных, но позволят выявить переболевших.

В определенной степени тесты дадут информацию о том, что вот этот человек может быть носителем вируса. На данный момент мы используем только те тесты, которые направлены на диагностику вируса.

– Лечат ли сейчас в Эстонии от коронавируса?

– Мы лечим от коронавирусной инфекции! Но специфических препаратов, которые направлены на эффективное лечение, пока в мире не разработано. Используются Плаквенил, антивирусные препараты, антималярийного типа и многие другие.

Новые препараты сейчас проходят клинические исследования и апробацию. Предполагаю, что достоверные результаты этих исследований мы будет иметь только тогда, когда в Эстонии эпидемия уже подойдет к концу.

То же самое относится и к вакцине.

Эффективную вакцину, скорее всего, мы получим не раньше, чем через полгода.

– И всё это время придется оставаться в напряжении и страхе?

– Не надо бояться! Надо сейчас пройти эту эпидемию и уничтожить ее на корню. Кроме то, придется следить за соседями.

Инфекция появилась в Эстонии 28 февраля. Прошло 1,5 месяца. Сколько эта эпидемия развивается, столько же она будет угасать.

Это означает, что в Эстонии придется терпеть коронавирусную инфекцию еще как минимум месяц. Может быть, и больше. Где-то к началу июня с большой долей вероятности можно будет сказать, что мы победили коронавирус.

– Можно ли рассчитывать, что с 1 июня наступит свобода?

– Возможно, но стопроцентной гарантии дать не могу. Будем следить за этой неделей. Не стоит сбрасывать со счетов и непредсказуемый моменты, как это было с новыми вспышками заболевания в Сингапуре и Китае.

– Когда будут восстановлены плановые визиты к врачам-специалистам?

– Некоторые лечебные учреждения и сейчас продолжают прием в новых условиях, с учетом жестких требований к безопасности. Мы должны понимать, что все средства защиты медицинского персонала должны и дальше использоваться.

Повторяю: мы находимся на пике инфекции. Понимаю, что всё хочется сразу разрешить, но эти вещи должны делаться обдуманно и взвешенно, чтобы не принести инфекцию в стационар и не нарушить эффективную работу здравоохранения.

– По вашей оценке, сейчас не обосновано массово возвращать врачей-специалистов к плановой работе?

– Я считаю, что пока не должно быть массового возвращения к плановым визитам.   

– Но ведь больницы и поликлиники простаивают…

– Совершенно верно! Однако, во всех больницах есть отделения COVID – зараженные и чистые зоны. Коронавирусные пациенты передвигаются по больнице, им проводят исследования. Эту логистику нужно учитывать, чтобы минимизировать контакты людей с зараженными больными.

– Вы не боитесь, что потери не от коронавируса, а от рака и сердечных болезней, в этот сложный период будут очень большими?

– Естественно, мы понимаем эту ситуацию. Именно поэтому ряд учреждений продолжает плановый прием.

Мы знаем, что риски есть. Мы знаем, что нельзя затягивать с открытием планового лечения. Я думаю, что это произойдет до начала лета.

Сейчас Департаментом здоровья разрабатываются правила игры для медучреждений. Речь идет о требованиях безопасности. Решение об открытии планового лечения будет принимать каждое медицинское учреждение самостоятельно. 

Смотрите интервью в повторе!

Руководитель кризисного штаба Департамента здоровья Аркадий Попов в студии Rus.Postimees: всех проверят на коронавирус. Когда? Как? Где?
Руководитель кризисного штаба Департамента здоровья Аркадий Попов в студии Rus.Postimees: всех проверят на коронавирус. Когда? Как? Где? Фото: Postimees
  • Когда и как всё население Эстонии проверят на коронавирус?
  • Во что это обойдется?
  • С кого начнут? Куда обращаться?
  • Зачем это нужно? Что можно будет предпринять на основе полученной информации?
  • Кто является производителем тестов? Насколько они надежны?
  • Пик заболеваемости Covid-19 в Эстонии пройден?
  • Как будет происходить постепенное снятие карантина?
Комментарии (18)
Copy
Наверх