Вчера был тот день, когда представители Государственной канцелярии должны были, согласно распространенному в начале прошлой недели сообщению, представить правительству первую версию плана выхода из длящейся больше месяца кризисной ситуации. Особая правительственная комиссия обсудила элементы выхода из чрезвычайного положения, но работа с целостным документом во вчерашней повестке дня не значилась. Ее там не было еще ни разу, пишет Postimees.
Эстония пытается избежать опрометчивого выхода из кризиса (2)
Руководитель плановой группы, составляющей план выхода из кризиса Covid-19, директор по стратегии Государственной канцелярии Хенри Каттаго признался Postimees, что пока еще рано говорить о завершении чрезвычайной ситуации, раз количество зараженных вирусом и поступающих на больничное лечение по-прежнему увеличивается.
Вчера в прямом эфире из студии Postimees Каттаго сказал: «Сегодняшняя реальность такова, что время для смягчения ограничений пока не настало». Но заверил, что работа по составлению стратегии выхода из чрезвычайной ситуации продолжается.
То, что созданная в конце марта при Госканцелярии плановая группа, состоящая из 13 человек, была вынуждена неделю назад отказаться от своих обещаний, показывает, что возникшая из-за коронавируса ситуация непредсказуема. Если даже числу положительных результатов анализа за три-четыре дня трудно давать какие-то прогнозы, в нынешней ситуации не стоит вдаваться в даты и документы, сказал Каттаго.
Поступавшие до сих пор сигналы от членов правительства вместо завершения чрезвычайного положения, скорее, говорили о его продлении. Министры Март и Мартин Хельме в вышедшей на выходных радиопередаче «Поговорим о делах» сказали, что чрезвычайное положение будет продлено как минимум на две недели. Министр иностранных дел Урмас Рейнсалу написал во вчерашнем Eesti Päevaleht, что на основе нынешней ограниченной информации можно предположить, что чрезвычайное положение придется продлить на весь май.
Единственной, кто до сих пор говорил о конкретной дате, была министр образования Майлис Репс, которая неделю назад в «Актуальной камере» выразила надежду на то, что малыми группами работа в школах восстановится с 15 мая.
Отсутствующие цифры
Входящая в созданную при Госканцелярии плановую стратегическую группу по выходу из чрезвычайной ситуации вице-канцлер по вопросам здоровья Министерства социальных дел Марис Йессе сказала, что о смягчении ограничений можно будет говорить, когда число зараженных Covid-19 сделается стабильным, но что еще важнее, стабилизируется и начнет показывать признаки снижения количество нуждающихся в больничном лечении людей.
«Я не могу сейчас назвать точных цифр, но когда это произойдет, начнут сокращаться и ограничения. Вместе будут рассматриваться разные признаки, - сказал Йессе. – Никто эти цифр (зараженных и госпитализированных) назвать не решится». Цифры, по ее словам, не приводит и ни одна из европейских стран.
Несколько связанных с правительственным кругом источников упомянули, что если на этой неделе количество зараженных и госпитализированных в Эстонии будет оставаться стабильным, то смягчения ограничений можно ждать уже в мае. Но под своим именем никто из них этого подтвердить не захотел.
В созванной Postimees палате академиков была поддержана идея, что стратегию выхода должен сопровождать анализ со случайной выборкой, который представил бы заслуживающий доверие обзор того, сколько в Эстонии в действительности может быть зараженных. «Иначе ситуация не будет находиться под контролем», - сказала специалист в области математической статистики, профессор Тартуского университета Криста Фишер. Она обработала данные из научной литературы, согласно которым, те, у кого при заболевании Covid-19 не проявляется явных сигналов, составляют как минимум 10, а как максимум - 80 процентов от всех зараженных.
Специалист в области семейной медицины, профессор Тартуского университета Руть Калда вчера во время написания этого материала ждала известия, одобрит ли правительство предложенную Тартуским университетом программу мониторинга, которая уже в конце этой недели позволила бы провести анализ взятых из носоглотки проб на выявление РНК более чем 30 000 человек. Этот метод заслуживает доверия для получения правильных результатов.
Йессе сказала, что результаты исследований на основании случайной выборки представляют интерес, и их учтут при принятии решения о смягчении мер, но добавила, что большого значения при отслеживании стабилизации эпидемии они все же не имеют: «Прежде всего, говорим о том, видим ли мы снижение роста и стабилизацию эпидемии».
Вторая глупость
Если чрезвычайное положение правительство ввело за сутки, то его смягчение и возвращение к обычной жизни может происходить только постепенно, сказал министр социальных дел Танель Кийк в интервью Postimees еще в конце прошлого месяца: «Нереально, чтобы в середине апреля или в начале мая мы отменили все введенные ограничения и взялись наблюдать, что будет происходить. Это было бы безответственно».
И профессор прикладной вирусологии Тартуского университета Андрес Меритс отметил, что если в коронакризис Эстония вошла через пень-колоду и без нормальной подготовки, – аналитические способности были невеликими, защитных средств мало, а оценки рисков ошибочными – то аналогичный выход из него стал бы второй глупостью. Как вирус поведет себя летом, с точки зрения Меритса, - джокер.
«Никто не знает, когда вирус отступит, - сказал он. – В неизвестности нужно действовать уверенно». По его словам, это означает, что снимать все ограничения одним махом не стоит, например, массовые мероприятия должны оставаться под запретом на долгое время: «Не нужно пока взрывать ни одной биологической бомбы».
Профессор географии населения и населенных пунктов Тартуского университета, академик Тийт Таммару предложил начать смягчение ограничений с того, что в первую очередь выпустить на свободу определенные регионы или важнейшие для общества сферы деятельности. Или возрастные группы, например, сократив ограничения для молодежи.
Влияние теплой погоды
По словам вице-канцлера Йессе, нужно постоянно следить и за тем, насколько тем или иным ограничением можно уменьшить риск заражения. В случае общественного транспорта она привела пример, что количество пассажиров в час пик не должно быть тем же, что было в феврале или в начале марта, причем, ответственные за сферу транспорта должны позаботиться о том, чтобы сидячие места заполнялись не больше, чем наполовину.
«Сам вирус должен исчезнуть раньше, чем ограничения – это совершенно ясно, - добавила Йессе. – Опасность вируса нужно учитывать на протяжении всего процесса нормализации». В итоге, отметила она, ограничения заставят пересмотреть всю жизнь: девятиклассники и двенадцатиклассники хотят знать, как планировать свою жизнь с осени, но в то же время, погода становится все лучше, поэтому люди мечтают выйти на улицу.
Профессор Меритс не считает важной только стратегию по выходу из чрезвычайной ситуации, нужна и стратегия, как удержаться вне кризиса: «Я не думаю, что коронавирус проявляет себя в последний раз». Но Меритс верит, что Эстония вместе с некоторыми странами Северной Европы входит в число государств Старого света, которые могут раньше других начать думать о том, как выйти из чрезвычайной ситуации: все потому, что Эстония контролирует распространение вируса лучше, чем большинство других стран.
Снизить налоги, потому что домашняя кулинария надоела
Четкого плана выхода из кризиса у правительства сейчас нет. Пока это остается на уровне обмена мыслями между представителями министерств. И хотя правящий союз запустил разные средства для поддержания предпринимательства, сейчас готовится второй такой же пакет. И все же в коалиции нет единодушия в отношении мер поддержки. Например, EKRE хочет снизить налоги, в то время как «Отечество» считает, государственный бюджет этого не выдержит.
Одним из предложений, которые касаются второго пакета помощи, является снижение налога с оборота для предприятий общественного питания. «Люди хотят выйти из дома, они начали уставать от того, что на протяжении нескольких недель по три раза в день сами готовят еду», - объяснил причину близкий к правящим кругам источник.
Те, кто разрабатывает пакет, считают, что освобождать экономику можно было бы от сектора к сектору. Но нужно учесть, что предпочтение получат те, кто в основном работает для домашнего рынка.
Также коалиционные политики считают, что в обществе нужно сделать так, чтобы государство применяло индивидуальный подход. Государство, как оно считает, с позиции силы все делает хорошо, но там, где нужно понять человека или предприятие и быть гибким, государство недоступно. «Для выхода из кризиса и для того, чтобы жизнь нормализовалась быстрее, нам нужно попытаться изменить отношение», - звучит такое мнение.
Аймар Альтосаар