Если взглянуть на рейтинг популярности партий по данным опросов TNS Emor за прошлый и позапрошлый годы, то статистически все выглядит довольно просто. Больше всего снизилась популярность Партии реформ и Центристской партии, следовательно, социал-демократы отобрали электорат у этих двух гигантов. Вдобавок им кое-что перепало от партий, которые не преодолели избирательного барьера, преимущественно от Партии зеленых и Народного союза.
Однако, по словам эксперта социологической фирмы TNS Emor Айвара Воога, на самом деле все не так просто — игра усложнилась за счет «джокера» под названием Союз
Отечества и Res Publica (IRL). Как же такое возможно в ситуации, когда IRL оказалась наряду с социал-демократами единственной партией, которая увеличила свою популярность?
Ослабление центристов
Чтобы понять это, надо внимательнее рассмотреть сторонников IRL и перемены, произошедшие в рядах этой партии. Дело в том, что за год ее популярность выросла среди людей с основным образованием и снизилась среди избирателей с высшим образованием. Воог предполагает, что часть более образованных избирателей отдала свои голоса соцдемам, а последние за счет простых предвыборных лозунгов и кампаний привлекли к себе избирателей из стана центристов и других сил.
В то время как средняя поддержка центристов снизилась с 25% до 22%, более всего популярность Центристской партии упала в глазах наименее образованных избирателей — с 31% до 23%.
«Это отчасти может быть связано с изменением коммуникационной стратегии других партий (IRL и СДПЭ) — стремлением сформулировать свои предвыборные обещания ясно и четко, в виде конкретного материального блага, что прежде было более характерно для центристов», — сказал Воог.
Соцдемы действительно заручились более широкой поддержкой в каждой из социальных групп — от молодежи до стариков, от богатых до бедных, от Виру до Выру. Больше всего их популярность выросла в Южной Эстонии — с 15% до 29%, что равно совокупной популярности в данном регионе IRL и Центристской партии. Партия реформ, которую поддерживает 33%, лишь немного опережает соцдемов.
Если присмотреться к тенденциям, то соцдемы обрели более широкую поддержку среди пожилых и высокообразованных избирателей, а также тех, кто имеет средний уровень доходов. Во всех этих трех группах более всего избирателей потеряла Партия реформ. С другой стороны, среди менее образованных, более молодых и менее обеспеченных избирателей больше всего снизилась популярность Центристской партии.
По словам Воога, картина все же не столь однозначна — поддержка Партии реформ снизилась среди всех групп избирателей, но самое значительное ее снижение обусловлено изменением предпочтений пожилых избирателей, что оказало влияние и на изменение соотношений по части образовательного уровня избирателей.
Воог предполагает, что пожилые избиратели реформистов стали отдавать свои голоса соцдемам из-за имиджа реформистов. «Партию реформ считают партией молодых и преуспевающих. Возникает противоречие между образом и электоратом, — полагает социолог. — В то же время социал-демократы создали себе имидж защитников менее состоятельных слоев населения».
Снижение популярности центристов среди менее состоятельных и образованных избирателей Воог склонен объяснять все тем же фактором: прежде СДПЭ просто не воспринималась ими как серьезная альтернатива.
Раздражает стиль
Политолог Таллиннского университета Тынис Саартс отмечает в качестве одной из наиболее любопытных тенденций тот факт, что соцдемы набирают популярность среди более образованных, занимающих более высокие позиции и имеющих более значительные доходы избирателей. «То есть в той группе электората, которая прежде оставалась преимущественно за правыми партиями», — уточнил он.
По мнению Саартса, за всем этим просматривается неудовлетворенность политикой правительства, причем речь идет преимущественно о стиле управления, а не о самих решениях. «Здесь свое влияние оказывает дискурс стагнации, который довольно громко обозначен в СМИ, среди интеллигенции и элиты», — считает он.
Однако, по словам Саартса, рост популярности социал-демократов нельзя объяснить исключительно тем, что избиратели центристов и других парламентских партий в массовом порядке перешли в лагерь СДПЭ.
Соцдемы сумели приобрести избирателей и за пределами электората нынешних парламентских партий: за них готовы голосовать многие бывшие сторонники Народного союза и Партии зеленых. К соцдемам тяготеют также представители «партии разочарованных», то есть тех, кто прежде ни за кого не хотел голосовать.
Рост популярности СДПЭ и обретение дополнительной опоры в лице избирателей, голосовавших прежде за мелкие партии, подтверждают и результаты опроса. Если в 2010 году партии, не прошедшие в парламент, поддерживали 12%, то в 2011 году — всего 8% граждан.
Комментарий
Свен Миксер,
председатель Социал-демократической партии Эстонии
За увеличением удельного веса сторонников социал-демократов стоит то обстоятельство, что в нас уже видят более серьезную альтернативу находящимся у власти правым партиям.
Иными словами, социал-демократов теперь воспринимают как ведущую оппозиционную партию и силу, которая сформирует следующее правительство. Мы укрепили свой имидж левоцентристов, нас воспринимают как ответственную партию со своим собственным стратегическим взглядом. Другой такой в Эстонии нет.
Безусловно, ряды наших сторонников расширились за счет тех избирателей, которые утратили веру в Центристскую партию и уже не считают ее альтернативой, способной прийти к власти. Кроме того, существует вероятность того, что избиратели, разочарованные в деятельности нынешнего правительства, в поисках новых предпочтений первым делом смотрят в нашу сторону.
Поскольку мы являемся партией с целостной идеологией и политической программой, целью которой является развитие всего общества Эстонии, то мы не считаем неожиданным расширение поддержки среди избирателей.
Можно отметить, что социал-демократов поддерживают, с одной стороны, избиратели, которые обеспокоены тем, как выжить им самим и их семье, а с другой стороны — те, кто сами вполне справляются, но беспокоятся за все общество в целом и его развитие. Последний момент подтверждает то обстоятельство, что поддержка СДПЭ среди избирателей с высшим образованием почти в полтора раза выше, чем среди людей, имеющих основное образование.