Коронадетективы должны выйти на след зараженных в кратчайшие сроки

Copy
Часть коронадетективов Пыхьяского региона Департамента здоровья. Всего в Эстонии работу коронадетективов выполняют 30 эпидемиологов.
Часть коронадетективов Пыхьяского региона Департамента здоровья. Всего в Эстонии работу коронадетективов выполняют 30 эпидемиологов. Фото: Eero Vabamaegi/Postimees

В Пыхьяском регионе Департамента здоровья работает группа эпидемиологов, задачей которых, как у детективов, является выйти на след очагов распространения коронавируса. Они должны консультировать Covid-позитивных в Харьюмаа, Таллинне, Ярвамаа и Рапламаа, а также контактировавших с ними людей, выяснять пути заражения и потенциально зараженных лиц. Postimees попытался выяснить, как это происходит.

«В Пыхьяском регионе Департамента здоровья работают девять коронадетективов и два помощника детективов, каждый из которых как минимум пять часов в день находится в контакте с Covid-19-позитивными и их контактами», - рассказала руководитель следственной группы Пыхьяского региона Департамента здоровья Юта Варьяс.

Работа эпидемиолога начинается с того, что с получившим положительный результат анализа на коронавирус человеком связываются. Обычно сразу поймать человека не удается, но коронадетективы повторяют свои попытки до тех пор, пока болеющий Covid-19 не ответит. Поскольку добраться нужно до каждого.

Сколько времени потребуется на консультацию, зависит оттого, как много человек живет с зараженным в одной семье, имеются ли у него социальные контакты и сокращено ли количество выходов из дома.

Есть такие люди, поведение и общение с другими людьми которых устанавливается очень быстро, но есть и такие, кто поначалу и не помнит, с кем общался и где был.

«В таких случаях собеседование длится долго, устанавливаются привычки человека, контакты, места – так мы и определяем возможный путь заражения. Обычно с инспекторами Департамента здоровья люди общаются охотно и готовы к сотрудничеству, поскольку чувствуют, что мы не подсчитываем больных и зараженных, а делаем все от нас зависящее, чтобы остановить распространение вируса», - говорит Варьяс.

Бывают консультации, которые длятся всего пять минут, но обычно времени уходит больше: на длительную первичную консультацию тратится около часа. В большинстве случаев инспектор Департамента здоровья становится контактным лицом заболевшего и консультантом на все 14 дней изоляции: «Люди просят совета, описывают течение своей болезни, иногда вспоминают еще кого-то из контактов, кого вначале не вспомнили. Люди с удовольствием перезванивают нам, если у них возникают вопросы или они что-то вспоминают».

По словам руководителя следственной группы, бывало, что во время консультаций выяснялось, что состояние здоровья человека ухудшилось. Его подбадривают и говорят сразу вызывать скорую помощь: «Мы делаем эту работу для людей и для всех нас. Дни длинные, а зараженными нужно заниматься сразу. Мы консультируем, но каждый человек и сам несет ответственность за себя и за бережное отношение к другим».

Постоянно идет создание новых связей

В работе коронадетективов важны внутрикомандные дискуссии и обмен информацией, в ходе которых создаются новые связи и гипотезы, поднимаются новые вопросы.

«Так складывается большая картина, и к каждому случаю мы подходим детально: у нас же есть цель - как можно быстрее установить всех возможных зараженных. Мы действительно ограничены временем, поскольку любая задержка в установлении контакта может означать появление новых зараженных, - говорит руководитель группы. – Если останется непонятным, где и при каких обстоятельствах произошло заражение, мы не сможем помочь установить нормальные границы распространения».

Помогающие друг другу коронадетективы Пыхьяского региона помогают и эпидемиологам других регионов в поисках источником заражения, а также участвуют в международном сотрудничестве, например, в Европейской системе раннего оповещения. На вопрос, что сейчас больше всего огорчает эпидемиологов, Варьяс ответила, что если поначалу очаги возникали из-за вернувшихся из поездок, то теперь беспокоят новые рисунки заражения. Семейные очаги превращаются в очаги в трудовых коллективах, а оттуда распространяются на другие семьи.

Они слышали о недовольстве квартирных товариществ: «Некоторые квартирные товарищества были недовольны тем, что мы не говорим точно, на каком этаже и в какой квартире живет больной. Мы в Департаменте здоровья считаем, что люди должны учиться учитывать опасность заражения коронавирусом всегда и в любой ситуации и вести себя так, чтобы минимизировать риски».

Департамент оповещает квартирные товарищества с повышенным риском распространения коронавируса и дает инструкции, как лучше обеспечить чистоту и безопасность мест общего пользования.

Других жильцов о случаях заражения Covid-19 не извещают, но заболевшие люди получают основательные инструкции на время домашнего лечения, их контакты также получают инструкции, как следить за свои здоровьем, и как избежать дальнейшего распространения вируса.

Как выглядит их работа?

Департамент здоровья рассказал Postimees, не называя имен, как контролирует ситуацию в двух многоквартирных домах. «Такие случаи скорее являются исключением, но все же заслуживают внимания и обдумывания в каждом доме и квартирном товариществе, где люди ходят в места общего пользования, касаются поверхностей и общаются. Мы должны научиться жить с угрозами коронавируса и оставаться здоровыми», - сказала руководитель Пыхьяского региона Департамента здоровья Эстер Эпик.

По этим случаям эпидемиологи пришли к выводу, что в таких помещениях зараженные могут распространять вирус на других. Заходя в дверь дома можно было бы чувствовать себя в безопасности, но в действительности придется сохранять осторожность.

Заразиться можно и не сталкиваясь с другими людьми в коридоре: вирус можно подцепить через поверхности, так возбудители болезни попадают в квартиры и комнаты. Придя домой, нужно снять обувь и после этого идти мыть руки. Если вы успели дотронуться до ручек, выключателей или еще чего-то немытыми руками, их нужно сразу продезинфицировать.

Наверх