Cообщи

В коронавирусе в Эстонии обнаружены две новые мутации (1)

Copy
Специалиста по биоинформатике Тартуского университета Ааре Аброй.
Специалиста по биоинформатике Тартуского университета Ааре Аброй. Фото: Margus Ansu

В ходе проведенного учеными Тартуского университета сравнения полученных в Эстонии образцов коронавируса с первоначальным штаммом вируса из Китая было выявлено несколько мутаций, которые присутствуют и в других странах, а также две мутации, пока обнаруженные только в Эстонии, пишет Postimees.

С начала эпидемии в Эстонии несколько эстонских экспертов, например, профессор Тартуского университета Ээро Васар, а также заведующий лечебной частью Курессаареской больницы Эдвард Лаане говорили о том, что в научной литературе встречались упоминания двух штаммов вируса: более слабого — так называемого австрийского, и более сильного и смертельного — итальянского. Но до сего момента речь шла о построенных на эпидемиологических данных гипотезах, так как данные утверждения не были подкреплены данными исследований. Эстонские СМИ также распространяли новость об особенно заразной мутации вируса D-614-G.

Ответы на вопросы, связанные со штаммами вируса в Эстонии, должно дать последнее исследование. Полученные в Эстонии в марте от восьми человек образцы коронавируса, очевидно, относились к сформировавшейся в Северной Италии группе A2a, а также во всех случаях была выявлена так называемая мутация D-614-G. Также были выявлены две мутации, пока обнаруженные только в Эстонии.

      Фото: Pm

Вирус под сильным давлением

По словам специалиста по биоинформатике Тартуского университета Ааре Аброя, возникновение новых штаммов вполне ожидаемо, поскольку известно, что в случае вируса SARS-CoV-2 на один геном в среднем приходится по две-три мутацию. Это в три-пять раз меньше, чем, например, в случае с вирусом гриппа.

«По сравнению с другими РНК-содержащими вирусами SARS-CoV2 – довольно обычный, так сказать типичный для Харьюмаа. Это значит, что по сравнению с другими вирусами в темпах его мутации нет ничего ужасающего», - привел Аброй сравнение, основываясь на данных научных исследований.

Ученые заявляют, что по поводу выявленных в ходе исследований восьми мутаций, которые встречаются и в остальном мире, пока рано говорить, делают ли они вирус опаснее или нет. Правда, пять из восьми мутаций влияют на расположение белков. По словам старшего научного сотрудника Тартуского университета Радко Ави, на основании этих данных можно судить о текущем положении дел с вирусной эпидемией.

«Если мы рассмотрим данные мутации, то заметим, как идет ожесточенная борьба между иммунной системой жителей Эстонии и вирусом. Тот факт, что мутации проявляются на уровне белков, говорит о том, что он находится под сильным давлением иммунной системы, поэтому все еще ищет в человеческом организме свой путь. Это в свою очередь показывает, что он является новым для человеческой популяции, что мы, конечно, уже знали», - сообщил Ави.

Согласно общей закономерности, вирусу невыгодно убивать организм хозяина, поэтому в длительной перспективе он станет менее опасным. Поскольку SARS-CoV2 находится лишь в начальной стадии распространения, более широкому охвату благоприятствуют мутации, а улучшения ситуации стоит ожидать несколько позже. Как заявили ученые, пока рано делать выводы о снижении патогенности.

Также не очевидно, что после выздоровления и появления иммунного ответа новые мутации станут безобидными. Как правило, при иммунном ответе антитела одновременно работают против нескольких областей, и хотя единичный мутации могут ослабить реакцию, в конечном итоге она сохранится.

«С позиции лечения человека, важную роль играет вопрос резистентности организма – рано или поздно на рынок поступит множество лекарств. И мне кажется, что вскоре мы увидим мутации, вызывающие резистентность», - сказал Ави.

В случае одной из выявленных мутаций резистентность может стать актуальной. Мутация C-14408-T находится в ферменте RdRp (РНК-зависимая РНК-полимераза), который отвечает за копирование гена вируса. Поскольку на закодированные механизмы данного гена влияют получившие разрешение на использование в Эстонии препараты remdesivir и favipiravir, которые должны прибыть из Японии для использования в медицинских исследованиях, у мутаций данного гена могут быть и нежелательные побочные эффекты.

Нужно снизить риски

«Поэтому чрезвычайно важно расшифровать вирус пациента до назначения ему remdesivir или favipiravir», - написали в заключении авторы исследования коллегам.

В то же время анализ генома вируса позволяет оценить пути распространения возбудителя болезни, что позволит применить научно обоснованные методы в случае возникновения новых заболеваний.

Пока речь идет о пилотном исследовании, а позже ученые хотят упорядочить больше геномов, что позволит пролить свет на причины появления вируса в Эстонии и его распространение по стране. В длительной перспективе планируется разработать систему для будущих эпидемий.

«Относительно низкая смертность в нынешних условиях, скорее, случайность. В случае появления новых и более опасных вирусов у Эстонии должен быть опыт и компетентность заниматься сбором и анализом данных внутри страны», - сказал Ави.

Что такое штамм вируса?

Несмотря на то, что при описании генетических модификаций вирусов в новостях активно используется термин «штамм», к сожалению, у данного термина нет единого четкого определения, поэтому занимающиеся вирусными группами вирусологи используют его по-разному.

«В некоторых сферах вирусологии существуют строгие дефиниции, а в иных – более свободная трактовка, - пояснил Ааре Аброй. – некоторые говорят, что в случае какой-то вспышки заболевания речь идет об одном штамме. Возможно, было бы правильнее говорить о генетическом варианте или вариации. Или генотипе. Грань можно провести по-разному. Но в конечном итоге — это способ описать природу и упростить жизнь человека».

По словам Радко Ави, о штаммах можно говорить точно так же, как мы говорим о разных людях – когда учитывается расовая принадлежность, характер и т. д.

В контексте исследования и статьи под термином штамм подразумеваются единичные мутации вируса в геноме.

Является злополучный D-614-G «вирусом-убийцей»?

По словам Радко Ави и Аабре Аброй, новый штамм вируса D-614-G, о котором активно писали на прошлой неделе как эстонские, так и мировые СМИ, не является каким-то более опасным. Благодаря мутации он получил распространение за пределами Китая, но даже в научной статье, ставшей основой для многих новостей, говорится, что он не стал более агрессивным.

Также научная статья, описывающая мутацию, подверглась критике, поскольку приведенные в ней причинные связи очень сложно изучить, а описанные воздействия могут быть вызваны иными факторами — например, особенностями поведения или климатическими условиями.

Наверх