По оценке аналитиков, еще до начала пандемии производственные мощности автопроизводителей превышали спрос как минимум на 20 процентов. То есть предприятия расходовали деньги, но не имели прибыли. После того как продажи упали еще больше, некоторые автоконцерны могут оказаться на грани выживания.
«Некоторым европейским заводам придется побороться за выживание», - сказал в интервью The New York Times автомобильный эксперт и профессор бизнес-школы Кардиффа Питер Уэллс. По его словам, сложнее всего придется производителям небольших автомобилей, например, Fiat, Renault или входящему в концерн Volkswagen SEAT, потому что продажи маленьких автомобилей приносят меньше прибыли.
В Европе закрытие завода невозможно представить без громких скандалов и политических противостояний, потому что речь идет о большом количестве рабочих мест. Связанные с закрытием производства и сокращением персонала расходы сопоставимы с запуском нового завода. «Тут дело больше в политике, чем в экономике», - считает Уэллс.
Крупнейший в мире производитель автокомплектующих Bosch смотрит в будущее с пессимизмом, а также предупреждает, что нынешний кризис ударит по индустрии сильнее предыдущего. В концерне прогнозируют 20-процентный спад продаж автомобилей. В 2019 году этот показатель составил 1,9 процента.
Китай — отдельный случай
В то время, когда в Европе был зафиксирован спад продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания более чем на половину, продажи электромобилей выросли на четверть. Если в целом мировые продажи автомобилей упали в апреле на 80%, то в случае с электромобилями этот показатель составил 31%, что можно считать неплохим результатом.
Более радужная картина наблюдается на китайском рынке, который в апреле восстановился практически до уровня прошлого года. В Volkswagen сообщили, что в апреле они зафиксировали в Китае двухпроцентный спад спроса, причем в целом по стране продажи упали на 7 процентов. Член правления Volkswagen Юрген Стакманн сказал, что не стоит ждать в Европе резкого улучшения ситуации. «Китай — уникальный случай, поскольку там наблюдается невероятно большой спрос среди покупателей первых собственных автомобилей, - пояснил он. – Чего нельзя сказать о Европе. Здесь машины есть у всех».