«Начался 2011 год с позитивной для европейской экономики новости. С 1 января еврозона увеличилась на одну страну: кроны на евро заменила Эстония. Целесообразность этого шага во время, когда объединенную валюту не хоронил только ленивый, целый год волновала экономистов. И спорить по этому вопросу они будут еще долго.
Другие о нас
Тем не менее, эстонцы свой выбор сделали. Правда, переход с кроны на евро прошел не совсем гладко. Во-первых, в Эстонии все подорожало, так как продавцы при переводе ценников округлили их в большую сторону. Во-вторых, было еще несколько курьезных моментов. Так, например, на эстонских евромонетах карта Эстонии не соответствует своим современным очертаниям и захватывает часть России.
Пришлось вмешаться даже российскому МИДу, который, понятное дело, высказал Таллинну свое возмущение. Но вскоре скандал замяли — обе стороны признали, что на такой маленькой карте сложно соблюсти пропорции с точностью до миллиметра.
Разобравшись с одной проблемой, властям Эстонии пришлось улаживать другую — не все в стране поняли, что евро можно расплачиваться на территории всех 17 стран.
Так, например, водитель таллиннского автобуса отказался принять у пассажирки «испанский» евро, так как думал, что такие деньги в Эстонии не действуют, и потребовал «эстонскую» монету. Кстати, таких монет даже не существует — евро для Эстонии чеканят в Финляндии.
Расширение еврозоны за счет Эстонии еврооптимисты постарались использовать в свою пользу, дескать, все разговоры о развале еврозоны — не более чем спекуляции (напомним, в самом конце 2010 года о выходе из зоны евро заговорили в Португалии и Словакии).
Так, например, в феврале власти Дании не исключили, что проведут новый референдум по вопросу замены кроны на единую валюту. В 2000 году именно датчане первыми в Евросоюзе сказали евро «нет», после которых менять деньги отказались также в Ирландии, Швеции и Великобритании.
Вообще, для Европы 2011 год прошел под знаком спасения евро. Брюссель и Международный валютный фонд уже с прошлого года спасали от краха Грецию и Ирландию, а в апреле за помощью обратилась Португалия. В мае европейские лидеры решили выделить Лиссабону 78 млрд евро.
Греки, проев выделенные им 150 млрд, попросили еще. При этом экономические показатели страны благодаря гигантским вливаниям из ЕС и МВФ нисколько не улучшились: госдолг — это единственная экономическая величина, которая росла в Греции в течение всего года.
События в Греции не сходили с первых полос газет весь год — из-за кризиса в отставку ушло правительство Георгиоса Папандреу, агентства опустили кредитный рейтинг Греции до «мусорного» уровня, а в стране не проходила неделя, чтобы кто-нибудь не бастовал. В итоге в конце года европейские лидеры списали Афинам половину долга.
Но на рынки такое решение практически не оказало положительного влияния: к тому моменту инвесторы всего мира уже с интересом смотрели на экономические показатели Италии и Испании. Более того, рейтинговые агентства начали намекать, что не исключают снижения наивысшего кредитного рейтинга Франции».
www.euromag.ru