Систему аттестации учителей изменят

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Мерле Саси, классный руководитель тартуской гимназии Мийна Хярма, должна заново ходатайствовать о получении статуса старшего педагога, поскольку он действует только в течение пяти лет. Длительный бюрократический процесс предстоит снова пройти с нуля.
Мерле Саси, классный руководитель тартуской гимназии Мийна Хярма, должна заново ходатайствовать о получении статуса старшего педагога, поскольку он действует только в течение пяти лет. Длительный бюрократический процесс предстоит снова пройти с нуля. Фото: Силле Аннук

Мерле Саси три года руководила процессом сотрудничества школьников Эстонии с ровесниками шести государств Европы, но как только она попыталась этот факт задокументировать, чтобы ходатайствовать о получении статуса старшего педагога, ее постигло разочарование.

Для аттестационной комиссии вклад Мерле в расширение кругозора эстонских учащихся и представление нашего образования на международном уровне ничего не стоил.

Саси, классный руководитель тартуской гимназии Мийна Хярма, вспоминает, что вместо этого комиссия потребовала бумаги, которые о ее педагогических умениях ничего не говорят.
Сами учителя считают, что нынешняя  аттестационная система, которая вынуждает их проходить через многочисленные бюрократические препоны, просто устарела.

До сих пор учителя старались получить более высокий статус из-за зарплаты. Ради этого им приходилось, например, составлять или рецензировать исследовательские работы, читать лекции на курсах повышения квалификации, принимать участие в конференциях или руководить рабочими группами.

Чувство миссии
Но иногда для учителей с чувством миссии даже более высокая зарплата не становится побудительным мотивом для ходатайства. Учителю английского языка тартуской гимназии Раатусе Айре Рилло нужно было только организовать общее мероприятие для городских и уездных учителей, и целый ряд многочисленных требований, необходимых для получения статуса старшего педагога, был бы выполнен.

Но она не спешит этого де­лать. «Понятие старшего учителя девальвировано, — считает она. — Если выполнить какие-то формальные требования, то это еще не сделает вас старшим педагогом. Я считают, что старший педагог должен быть в школе на виду: уделять всем внимание, давать советы, быть наставником для молодых учителей».

Председатель Эстонского союза учителей, учитель английского языка Таллиннской общей гимназии Маргит Тимаков признает, что ей при такой нагрузке в школе просто не хватает времени, чтобы ходатайствовать о статусе старшего педагога. По ее оценке, выполнение бюрократических требований к настоящей работе учителя не имеет никакого отношения.

Кроме того, при приеме учителей на работу служебный статус не играет решающей роли. Спросите у директора гимназии Густава Адольфа Хендрика Агура, что для него важнее прежде всего, когда он берет учителя на работу, и он ответит: блестят ли у человека глаза, каковы его личностные качества и то, какую оценку дают его профессионализму.

Директор таллиннского Английского колледжа Томас Круузимяги на этот же вопрос отвечает, что прежде всего смотрит на наличие академического образования, узнает, каково понимание кандидата миссии учительства, и насколько его система ценностей подходит педагогическому коллективу.

Никто из директоров не ставит на первое место вопрос, является ли претендент простым учителем, старшим педагогом или педагогом-методистом, поскольку на своем пути они уже встречали учителей, чей статус по бумагам был очень высоким, но их истинная суть ему не соответствовала. «Это формализм, который связан с заполнением документов». — резюмирует Круузимяги.

Мнение учителей
В Министерстве образования прислушались к учителям и решили, что нынешняя система, которая больше оценивает работу  педагогов за пределами школы, нежели в ее стенах, должна быть пересмотрена. «Очевидно, что нынешняя система не отличается гибкостью», — признает главный эксперт отдела общего образования министерства Каспар Креэгимяэ.

По заверению Креэгимяэ, государство не намерено спускать сверху новые приказы, а хочет совместно с учителями обсудить, какую систему будет разумно использовать в дальнейшем.

Два года назад Эстонский союз работников образования провел опрос среди около 8000 педагогов, из которого выяснилось, что 93% учителей поддерживают аттестацию, но с одной оговоркой: в нее надо внести изменения, которые будут больше учитывать работу, проводимую внутри школы. Иными словами, систему нужно усовершенствовать, а не ликвидировать ее.

Прошлогодний опрос Союза учителей, в котором участвовали 1648 педагогов, также показал, что 87% из них считает процесс аттестации слишком сложным или устаревшим. И только 12% учителей выразили мнение, что система именно такой и должна быть.

Поддержка министра
Руководитель проекта предметных секций Тарту, учитель эстонского языка Русского лицея Натали Хаппонен, которая несколько лет назад получила статус старшего педагога, считает, что при назначении педагогического статуса решающее слово должно оставаться за руководителями школ.

Такого же мнения придерживается и большинство опрошенных Postimees учителей и директоров школ.  «Новая система должна учитывать и ценить работу учителя в процессе обучения и воспитания детей», — подчеркнула Тимаков.

По ее словам, труд учителя многогранен, его нельзя измерять по какой-то единой шкале, которая к тому же  устарела.

Министр Яак Аавиксоо поддерживает отказ от системы аттестации. «Считаю, что при оценке работы учителей мы должны больше доверять учителям, руководителям школ и владельцам школ», — сказал он.

Ключевые слова

Наверх