Коронавирусное приложение может быть готово к Иванову дню (4)

Copy
Дан Богданов участвует в разработке коронавирусного приложения.
Дан Богданов участвует в разработке коронавирусного приложения. Фото: Kristjan Teedema

На прошлой неделе Google и Apple совместными усилиями пришли к созданию технологии, позволяющей намного лучше создать так называемое коронаприложение, оповещающее пользователя, если у человека, находившегося с ним поблизости, был диагностирован коронавирус, пишет Postimees.

Речь идет о технологической базе, опираясь на которой смогут разрабатываемые во многих странах приложения отслеживания контактов, в том числе то, что разрабатывается под руководством Министерства социальных дел в Эстонии.

Около месяца назад разработчики сказали Postimees, что, поскольку аналогичных проектов в мире ведется несколько, нет смысла изобретать велосипед, скорее, собственное приложение будет основано на уже разработанном решении, протоколе DP-3T, разработанном под руководством ученых Университета Лозанны в Швейцарии. «Создание базы важно для всех европейских приложений, поскольку оно поможет использовать возможность Google и Apple, чтобы приложения работали», - сказал советник Министерства социальных дел по э-развитию и инновациям Прийт Тохвер.

Так, например, у телефонов Apple до создания платформы было проблемой, что соответствующие приложения могли работать только в том случае, если они были на первом экране, а когда их там не было, оповещения не показывались. Это было, в частности, одной из причин, по которой аналогичные приложения не были успешно внедрены, например, в Сингапуре. Также с помощью сигнала Bluetooth улучшились оценка расстояния между пользователями и потребление энергии.

«Важнее всего, чтобы все бежало по экрану, разные прежние проблемы убивают удобство пользователя. Google и Apple помогли откалибровать работу приложений насколько это возможно и этой возможностью хотят воспользоваться все», - сказал Тохвер.

Разработчики эстонского приложения постоянно имеют в виду, что оно должно работать и за границей, на эту тему постоянно идут дискуссии на уровне Евросоюза. Согласно информации, отправленной Рийгикогу 21 мая, доступ к технологии Google и Apple хотят получить 23 страны, из наших ближайших соседей собираются ей воспользоваться Финляндия и Латвия. Последняя, по словам Прийта Тохвера, значительно опережает Эстонию, и там приложение может выйти уже в ближайшие дни.

Причина такого преимущества латышей скрывается в том, что там с самого начала кризиса над приложением работал консорциум из 80 человек, в то время как эстонская команда была почти в четыре раза меньше. Срок выпуска эстонского приложения, по словам Тохвера, намечен где-то на Иванов день, однако определенно обещать ничего нельзя. В любом случае в государственных планах значится, что оно должно быть готово к осени, когда может подойти вторая волна эпидемии.

Безопасна ли коронатехнология технологических гигантов?

Дан Богданов
Дан Богданов Фото: Kristjan Teedema

Консультирующий команду, создающую эстонское коронаприложение, глава отдела систем инфобезопасности Cybernetica Дан Богданов говорит в интервью Postimees, почему приложения, разрабатываемые в Европе и Эстонии, не угрожают приватности.

- Для начала, в интернете бросилось в глаза, что вы не пользуетесь Facebook. Почему?

- Я принял это решение после вступления в силу постановления о защите личных данных, когда Facebook был вынужден изменить свои условия пользования. В связи с этим фирма запросила, по сути, неограниченные права на мои данные, и я решил, что это мне больше не подходит. Теперь Facebook не впускает меня, пока я не соглашусь с его условиями. Нельзя читать личные сообщения и вообще ничего. Некоторые другие системы, например, Twitter, я по-прежнему использую. Там я даю гораздо меньше информации о себе.

- Т.е. страх перед использованием информации крупными корпорациями обоснован?

- Страхов об использовании данных телефонными приложениями распространялось много, и они во многом обоснованы. Ненормально, что какая-то мобильная игрушка постоянно следит за тем, где ты. Хуже всего, что обычный пользователь долго не понимал, что делают приложения. К счастью, в последние годы Apple, Google и другие заставили мобильные телефоны спрашивать у пользователя: «Посмотри, это приложение постоянно использовало твое местоположение, ты все еще с этим согласен»?

- Если вернуться к технологии Google и Apple, позволяющей отслеживать контакты, почему мы должны ей доверять?

- Решение о том, доверять или нет, каждый принимает сам. Я со своими нынешними знаниями доверяю Google и Apple, по двум причинам. Во-первых, это описание публично, а принципы и ограничения взяты из исследования независимых ученых, изучающих защиту приватности. Во-вторых, если система и ее ограничения встроены в операционную систему телефона, труднее строить и решения, нарушающие приватность. Несколько стран в мире уже создали системы, основанные на тотальной слежке. Иронично, что именно Apple и Google разработали теперь решения, которые станут этому препятствовать.

- Как это возможно, что отслеживающее приложение обеспечит приватность людей?

- Важнее всего, что эстонское приложение не будет знать, где ты находишься. Оно не будет следить за твоим местоположением с помощью GPS или мобильной мачты. Ты можешь отключить GPS в телефоне, приложение продолжит работать.

Эстонское приложение через определенные интервалы времени будет создавать новый случайный код и называть его с помощь радиосигнала Bluetooth. Другие телефоны будут слушать эти коды и сохранять их, но лишь тогда, когда радиосигнал достаточно сильный, иными словами, если два телефона находятся достаточно близко друг к другу. Другие телефоны и государство не будут знать, кто за кодом, это будет знать только твой телефон.

Если у кого-то будет диагностирован коронавирус, он нажмет в мобильном телефоне соответствующую кнопку. Приложение попросит пользователя подключиться к Эстонскому порталу пациента и подтвердить свой диагноз, идентифицировав свою личность. Здоровые люди таким образом не смогут обозначить себя как больные. Если диагноз подтвержден, приложение выдаст созданную государственной услугой формулу, с помощью которой можно будет рассчитать коды, связанные с этим телефоном.

Приложение ежедневно будет загружать формулы, полученные с телефонов людей с диагнозом и, если, например, некоторые из записанных в последние две недели кодов будут отвечать загруженной формуле, это будет означать, что имел место возможный контакт с зараженным и приложение даст соответствующие рекомендации.

Государство знает, кто болен, и таким образом не будет получать больше информации, чем обычно. Точно так же эта информация не поступит к производителям телефона. Пользователи не могут знать, с кем они контактировали, и не будет также сообщаться, от кого они заразились.

- Как бы вы описали этот лозаннский консорциум, который разработал протокол DP-3T, с которого взяли пример приложения Google-Apple и эстонское приложение?

- Этот проект ведет, конечно, университет под названием EPFL (École Polytechnique Fédérale de Lausanne), но к ним присоединились ученые нескольких стран и приложения программировали профессиональные инженеры. Apple и Google тоже встроили в свои операционные системы решение в сотрудничестве с учеными DP-3T.

Они поставили себе целью, чтобы не делать только швейцарское приложение, а работают со всеми, кто ценит приватность, и поддерживают международное сотрудничество. В их команде есть эпидемиологи и юристы, таким образом каждый технологический выбор обоснован и с точки зрения здоровья населения.

Вообще это люди, которые параноидально относятся к приватности, не доверяют государству и крупным предприятиям, и эта ценность отражается в созданном ими протоколе.

- Каков сейчас мировой рынок коронаприложений с точки зрения приватности?

- Согласно статье, вышедшей в апреле в журнале Американской медицинской ассоциации, есть, например, крайне инвазивная система для отслеживания больных, созданная в Южной Корее, где о человеке собирают информацию относительно его карточных платежей, данных о местонахождении, пользовании общественным транспортом на основе данных камер видеонаблюдения и миграции. Эту информацию местные самоуправления публиковали: так пострадали и люди, и, например, кафе, где они побывали. Ясно, что каждое государство выбирает свои средства. У нас в Европе было больше времени, чтобы научиться на чужом опыте и при желании создать более приватные решения.

Кое-где построены системы с более сильным государственным контролем, где применяется подобная нашей технология Bluetooth, но коды генерирует государство и таким образом оно может больше следить. Некоторые из этих стран теперь переходят на более приватные решения, во многом именно из-за сообщений Apple и Google.

- Почему не все европейские страны захотели присоединиться к этой технологии?

- Несколько европейских стран захотели самостоятельно создать приложение от начала до конца. В этом нет ничего плохого. Было бы хорошо, если бы эти решения подходили бы друг к другу, так что мы могли бы использовать их трансгранично. Интересно здесь то, что решения, сохраняющие приватность, проще заставить работать друг с другом, и Еврокомиссия уже помогает это организовать. Но трудно заставить работать вместе решения, собирающие больше информации, поскольку эти данные, например, не получают с помощью эстонского приложения. (Сейчас к новой системе не присоединились, например, Франция и Великобритания, которые предпочитают создать, скорее, платформы слежения с централизованно инфосистемой.

Надеюсь, что благодаря вовремя предпринятым усилиям ученых мы, наконец, получим в Эстонии и Европе решение, которое будет отвечать нашим ценностям. Если умно построить свои системы, здоровье населения и приватность не будут исключать друг друга.

Отслеживание контактов или оповещение?

Хотя в отношении коронаприложения был официально взят на вооружение термин «отслеживание контактов», он не самый корректный.

«Термин «отслеживание контактов» никак не передает подлинной сути приложения, поскольку мы же ни за чем не следим. Мы сами использовали «обнаружение близкого контакта и оповещение», поскольку это лучше соответствует идее», - пояснил Прийт Тохвер. А именно, создаваемое приложение работает по принципу рассеянной системы, где нет никакой системы, следящей за людьми, а скорее пользователи получают сообщение, когда вступают в близкий контакт с носителем заболевания.

Из тех же соображений было изменено название платформы Google и Apple. Если ранее оно называлось Privacy-preserving contact tracing project, т.е. проект по отслеживанию контактов, сохраняющий приватность, то теперь он официально носит название Exposure notification – оповещение о близком контакте.

Комментарии (4)
Copy
Наверх