— А есть ли гарантии, что курсы будут доступны, повысится качество преподавания, инспекция сменит гнев на милость, перестанет штрафовать?
Мартин Репинский: — Естественно, все изменения делаются именно с этой целью. Сейчас всё в руках Министерства образования, которому Рийгикогу поручил выполнить поставленные задачи.
— Инспекция больше не будет такой, какой мы ее знаем?
Мартин Репинский: — Нет, этого я не могу заявить, потому что меня зовут Мартин Репинский, а не Ильмар Томуск, который руководит работой инспекции.
— С трудом верится, что меньше энергии будет направляться в наказания и штрафы...
Катри Райк: — Функции Языковой инспекции не изменятся, название станет более мягким. Департамент будет больше фокусироваться на консультировании и развитии Языковой политики. Сейчас обучением эстонскому занимается 5 министерств! Это ненормально. Нужна координация и ясность.
— Департамент станет координатором?
Катри Райк: — Нет, это не так. Основным координатором будет Минобраз.
Г-н Томуск заверил, что сейчас основные усилия будут направлены на обучение эстонскому в основной школе. В наших университетах только 10% русскоязычных! А в магистратурах — только 5%. Половина выпускников гимназий вообще не поступает в вузы. На это нужно обратить внимание!
— Языковой департамент будет помогать продвижению русских по образовательной лестнице?
Катри Райк: — Самое важное — суметь договориться на политическим уровне. Это не входит в компетенцию Языкового департамента.
Мартин Репинский: — Не согласен с Катри Райк в том, что Языковой департамент будет фокусироваться на школьниках, а не на взрослых. Он будет заниматься и взрослыми! У нас просто разная информация, полученная из разных источников. Катри проконсультировалась у Ильмара Томуска, я — в Минобразе.