Новоизбранный председатель партии EKRE Мартин Хельме признал в студии Postimees, что обидевшись на коалиционных партнеров, партия провела политическое шоу. Хельме пообещал создать свой Fox News или телеканал EKRE.
По оценке Хельме, межнациональные конфликты создают, скорее, центристы (8)
- Что сказала ваша жена, мать пятерых детей, когда вы сообщили, что станете новым председателем EKRE, а значит, будете работать 24 часа в сутки?
- Жена была, конечно, первой, кто услышал о таком плане. Восприняла спокойно, свой путь нужно пройти, судьба – это судьба. Она за моей спиной.
- Решение правительства открыть границы для граждан третьих стран означает, что вместо пары сотен находящихся здесь украинцев вы пустите в страну тысячи.
- Не знаю, сколько точно их приедет, но полностью границы не открываются: это нужно делать постепенно. Вернемся к тому режиму иностранной рабочей силы, который был до коронавируса. Полиция будет проверять, чтобы они не выходили на работу во время карантина, и если будут нарушения, работодатель вообще утратит возможность привозить в Эстонию работников из-за рубежа, наказания будут жесткими.
- А как быть с прежними разговорами EKRE о том, что в сельхозсекторе нужно набрать на работу местных жителей, поскольку у нас 50 000 безработных?
- Эти разговоры – вторая часть договора. Сейчас мы немного отступили, но в будущем напомним об этом снова. Мы договорились, что изменим закон, который ужесточит правила приезда в Эстонию иностранной рабочей силы и зарубежных студентов. Важнейшими пунктами в нем являются сокращение периода краткосрочной работы с девяти до шести месяцев и введение требования средней зарплаты, чтобы иностранных работников нельзя было нанять дешевле, чем жителей Эстонии.
- То есть университеты принесены в жертву?
- Я не уверен, что кто-то сейчас приносится в жертву.
- С какими лицами приветствовали вас на воскресном совещании коалиционные партнеры Юри Ратас (Центристская партия) и Хелир-Валдор Сеэдер («Отечество») после того, как на субботнем съезде вы своей речью их здорово рассердили?
- Об этом говорили, да. (Ухмыляется.) Они выразили легкое неудовольствием, что мы превратили свое партийное мероприятие в политическое шоу. Я думаю, что съезд нашей партии – самое классное, самое острое, самое убедительное политическое шоу в Эстонии, и так и должно быть.
- Вы так им и сказали, что это было шоу и так будет продолжаться и в дальнейшем?
- Я не буду передавать содержание этих разговоров один на один. [Мэр Таллинна Михаил] Кылварт и некоторые центристы (Яна Тоом, Танель Кийк – ред.) уже прокомментировали мои высказывания. Они были очень злы, что мы делаем разницу между национальностями. Я думаю, скорее, наоборот: национальную тему сейчас поднимает именно другая сторона.
- В своей речи на съезде вы признали, что до сих пор принятие решений в EKRE происходило при участии двух человек, то есть остальные члены партии права голоса особо не имели. Это изменится?
- Март – человек с определенным стилем управления. У него был очень маленький круг советников и людей, с которыми он консультировался. Я, напротив, хотел бы немного расширить этот круг.
- Другой ваш однопартиец – Яак Мадисон – сказал, что верхушка EKRE призвала людей не голосовать за его кандидатуру на пост заместителя председателя партии. Что вы имеете против него?
- Я никогда никому не указывал, кого выбирать, а кого не выбирать. А Яаку, если он думает, почему не получил этих голосов, я бы ответил, что если он выходит из Брюсселя в эфир с критикой собственной партии, то, может быть, это не самый лучший способ завоевать популярность среди соратников.
- То есть вы советуете ему больше не критиковать партию?
- Советую сосредоточиться на конкурентах.
- А если он продолжит, к чему это приведет? Были ли случаи, когда из EKRE исключался человек, который высказывал противоположную партийной точку зрения?
- Исключались не за несогласние, а за раскол партии, но в случае Яака мы не говорим ни о чем таком.
- Заместитель председателя EKRE Хенн Пыллуаас сказал о новом средстве массовой информации: что вы создаете?
- Мы строим свой Fox News (телеканал консерваторов в США – ред.) в Эстонии.
- То есть у вас будет свой телеканал?
- Будет. Мы должны его запустить перед выборами.