Семь историй эпидемиологов. Слезы облегчения, страх смерти и слова благодарности

Copy
Сейчас под наблюдением остаются 13 больных.
Сейчас под наблюдением остаются 13 больных. Фото: Pm

Настолько масштабная эпидемия, как с Covid-19, для эпидемиологов Департамента здоровья стала первым опытом. «Работу усложняет именно неизвестность того, в каком именно виде и как долго ситуация продержится на разных этапах. Утешает, что все инфекционные болезни развиваются по определенным правилам: для того, чтобы заболеть, должны иметься возбудитель, пути распространения и восприимчивость организма», - объяснила руководитель следственной группы Пыхьяского региона Департамента здоровья Юта Варьяс, добавив, что надежду в работе эпидемиологов дает знание того, что повлияв на эту цепочку, можно держать болезнь под контролем, пишет Postimees.

Окрещенные коронадетективами эпидемиологи работали в течение всего пикового периода заболеваемости и находились на связи со всеми получившими официальный диагноз зараженными, чтобы установить цепочку распространения и прервать ее. Пресс-секретарь Департамента здоровья Эйке Кингсепп сказала, что в пиковый момент заболеваемости в Эстонии, конечно, до каждого зараженного дозвониться не успевали, поскольку эпидемиологам нужно было картировать контакты, но в течение периода болезни больным по несколько раз звонили из Департамента здоровья: «Сколько этих звонков было точно, мы пока подсчитать не успели, но речь идет о тысячах».

Советник Пыхьяского регионального отдела Михкель Някс сказал, что с начала кризиса до этой недели под наблюдением в Эстонии находились почти 4300 человек. Постоянно один эпидемиолог наблюдал за состоянием максимум 650 человек. У одного зараженного могло быть даже сто и более контактов. «Как устают врачи, та кже уставали и мы, и умеющий поддержать коллега всегда был в помощь. Конечно, сохранять мотивацию помогает и то, когда удается выявить цепочку заражений и дальнейшее распространение заболевания в каком-то коллективе прекращается», - описала Юта Варьяс, как поддерживали дух коронадетективов.

Обычно детективы заканчивают разговор по телефону пожеланием скорейшего выздоровления или оставаться здоровыми, в надежде, что эти пожелания помогут людям соблюдать правила и поддержат их в целом. «Точно так же нам придают сил люди, которые после консультации желают держаться нам», - добавила Варьяс.

Запоминающиеся моменты

Больше всего руководителю следственной группы Пыхьяского региона Департамента здоровья Юте Варьяс запала в душу история, когда лабораторные анализы наряду с лабораторией департамента начали делать и другие учреждения и движение информации происходило еще не очень хорошо.

«Мне позвонили, и разговор начался со слов: „Мне дали ваш номер, потому что никто не может сообщить мне результат анализа, а мне это очень нужно, поскольку у меня сейчас ребенок в онкологическом отделении, и от этого результата зависит, отпустят его домой или нет. Пожалуйста, не могли бы вы мне помочь, мне очень нужно узнать результат до 14.00.“»

Варьяс пообещала обеспокоенной матери перезвонить и начала искать пропавший результат  анализа: «Во-первых, нужно было узнать, каков результат, а, во-вторых, почему оо пропал. Мы же знаем, что время ожидания длительное, другой раз это очень треплет нервы. Чтобы найти результат, нужно было совершить очень много звонков, в поисках использовали имя, дату рождения и личный код». В итоге результат выяснили, а заодно и то, что при регистрации личных данных была допущена ошибка, поэтому найти анализ оказалось непросто.

«Звоня этой матери, я начала разговор как обычно: „Здравствуйте. Меня зовут Юта Варьяс, и я звоню…“. И тут я поняла, насколько нелепо звучат мои слова. Человек ждет от меня только одного слова, которое я прокричала ей посреди фразы: „ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ!“, - рассказала Варьяс. - Секунду длилось молчание, а потом с другой стороны провода раздалось: "Ой, вы не представляете, как я ждала этого ответа! Я теперь смогу привезти ребенка домой". Думаю, что мы обе плакали от разрядки от этого напряжения. Я уже точно не помню, как я закончила разговор, надеюсь, что пожелала ей здоровья. В любом случае, когда я положила трубку, я позволила себе выплакаться. Надеюсь, что у этой матери и ее ребенка все будет хорошо и они смогут вместе сражаться с другой серьезной болезнью».

Обязательная скорая помощь

Старшему инспектору Пыхьяского региона Наталье Выжелевской пришлось консультировать 40-летнего мужчину, который, вернувшись из поездки, сдал положительный анализ на коронавирус. По словам эпидемиолога, еще до своего возвращения он позвонил жене и сказал, что чувствует себя неважно, поэтому, чтобы не заражать домочадцев, он отправится лечиться на дачу. «Это был уже далеко не первый день его болезни, когда мы с ним снова общались, и он сказал, что температура держится уже неделю и он совсем болен. После разговора с ним у меня возникло странное ощущение», - рассказала Выжелевская.

Она немедленно побежала в кабинет Юты Варьяс, поделилась своей обеспокоенностью и объяснила, что ее смутило. «Этот мужчина дышал так тяжело, что мне стало страшно за него, - сказала она своей начальнице. – Первой нашей мыслью было вызвать для него скорую помощь, но мы решили, что сам он лучше сможет объяснить скорой, как найти его дачу».

Наталья Выжелевская.
Наталья Выжелевская. Фото: Erakogu

«Перезвонила ему и в прямом смысле слова умоляла, чтобы он сразу же вызвал  скорую помощь, поскольку коронавирус опасен и для молодых людей, и если уже возникли проблемы с дыханием, требуется профессиональная помощь. Скорая приехала на вызов, его забрали в больницу», - рассказала эпидемиолог. Выжелевская узнала, что пациента доставили в больницу высшего уровня, поскольку он нуждался в аппарате ИВЛ: «Признаюсь, что внимательно следила за ним и знаю, что он все же выздоровел и ушел из больницы на своих ногах. Для меня было большой поддержкой в работе в то напряженное время, что пациент вовремя получил помощь и выжил».

Инге Балин.
Инге Балин. Фото: Erakogu

Душу старшего инспектора Сааремааского представительства Инге Балин грело то, что пожилые люди уже ждали ее звонка: «У них было продумано очень много вопросов и с ними можно было все обсудить. Они были очень благодарны, и некоторым я перезванивала вечером, чтобы еще раз обсудить какую-то проблему». Она добавила, что о коронавирусе было очень мало информации, и ее было сложно найти: «Всё было незнакомым и новым».

После разговора с некоторыми больными Балин понимала, что ждать больше нельзя, нужно связаться с семейным врачом или вызвать скорую помощь: «Люди были очень терпеливыми и надеялись справиться со всем самостоятельно. На следующий день выяснялось, что после моих уговоров скорую помощь все же вызывали, больной был своевременно госпитализирован и все закончилось хорошо».

Балин рассказала и грустную историю о том, как она звонила одному мужчине, чтобы спросить о состоянии здоровья его пожилой матери и поинтересоваться, все ли здоровы дома. «А он ответил, что мать умерла... Это очень расстроило меня», - рассказала эпидемиолог.

Всей семьей

Инспектору Ляэнеского регионального отделения Хетти Нымманн больше всего запомнился случай, когда болела целая семья: «Там не оставалось никого, кто мог бы наводить порядок и готовить. А дети видели, как их родители и бабушки с дедушками с каждым днем становятся все более слабыми».

По ее словам, самыми ужасными были выходные, поскольку поймать семейного врача было трудно: «Когда их доровье ухудшилось, через знакомых-знакомых-знакомых мы нашли семейную медсестру, которая в свою очередь знала номер семейного врача. Когда семейному врачу рассказали о серьезных симптомах, он помчался на работу, чтобы выписать рецепты для заболевшей семьи». А через несколько дней были организованы и необходимые обследования в больнице.

Хетти Нымманн.
Хетти Нымманн. Фото: Erakogu

«В итоге люди пошли на поправку. Я навсегда запомню радость и облегчение их детей, когда они увидели, как их старшие поколения выздоравливают, как к ним возвращаются аппетит и силы», - рассказала Нымманн, добавив, что это придало сил и ей продолжать работу.

Старший инспектор Лыунаского региона Юлия Аллас получила трогательное письмо от одного близкого контактировавшего с зараженным из общежития Раатузе, который находился на карантине: «Он написал, как тяжело ему справляться с этой ситуацией именно в душевном плане, поскольку ему казалось, что никому нет до него дела. Он описал свои переживания очень детально, и мне было жаль, что я не могу помочь ему напрямую. Это письмо впервые заставило меня всерьез задуматься о том, что мы, конечно, пытаемся сохранить физическое здоровье людей и спасти их жизни, но в действительности не углубляемся с душевное состояние людей. Я надеюсь, что прием у врача помог ему, но ответа не получила».

Юлия Аллас.
Юлия Аллас. Фото: Erakogu

Аллас рассказала, что переживает за всех больных, особенно за попавших в больницу, и надеется, что их самочувствие быстро улучшится: «И нам важно, чтобы люди поняли, что мы делаем все для того, чтобы ограничить распространение вируса».

Роды без скафандра

А руководителю Вирумааского представительства Агне Аллас больше всего запомнилась женщина на последних месяцах беременности, которая заразилась от вернувшегося из поездки мужа. «И хотя симптомов у нее не было, мы были очень внимательны, поскольку о влиянии коронавируса на беременных к тому времени было очень мало информации». Аллас постоянно общалась с больной и семейным врачом, чтобы до родов сделать анализ на коронавирус.

Агне Аллас.
Агне Аллас. Фото: Erakogu

Через месяц эпидемиолог получила сообщение: «Здравствуйте, Агне! Мы – Мария и Пауль (имена измененыред.), которые болели Covid и были беременные. Теперь мы втроем дома и здоровы. Огромное вам спасибо за консультации и помощь в получении повторных анализов. Это очень помогло, и я после второго отрицательного анализа смогла родить не в скафандре. Огромное-огромное спасибо!»

«Такие отзывы всегда приятны, особенно в ситуации, когда на весах лежит новая жизнь», - вспоминает Аллас.

Марии Микк.
Марии Микк. Фото: Erakogu

Старший инспектор Лыунаского региона Марии Микк вспомнила случай времен начала кризиса: «Каждый день я звонила больному, поскольку у него было много вопросов, пару раз отправляла ему статьи и ссылки на сайты, которые были связаны с вопросами, которые он задавал. Позже получила от него письмо, в котором он благодарил меня и сказал, что я была для него опорным лицом. Благодарили и другие, желали команде Департамента здоровья терпения и сил. Все это приятно слышать».

Читайте нас в Telegram! Чтобы найти наш канал, в строке поиска введите ruspostimees или просто перейдите по ссылке!

Наверх